Найти тему
Два направления.

Русский народ и его характер.

Оглавление

Об авторе текста.

Иван Алексеевич Сикорский (26 мая (7 июня) 1842 год, село Антонов, Сквирский уезд, Киевская губерния, Российская империя — 14 февраля 1919, Киев, УНР) — русский психиатр, публицист, профессор Киевского университета Святого Владимира, почётный член Киевской духовной академии. Основатель журнала «Вопросы нервно-психической медицины и психологии», Врачебно-педагогического института для умственно-отсталых детей и Института детской психопатологии. Отец выдающегося русского и американского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.

википедия.

Ну и сам текст из книги Всеобщая Психология с физиогномикой. В книге 575 страниц а глава называется Русские (страница 82). Текст привожу частично.

Русские

Русский народ и русский народный характер представляют собой одну из крупнейших величин, образовавшуюся на глазах истории.

Антропологические исследования

Антропологическое исследование современного Великорусского племени показало, что это племя содержит в себе частью индивидуумов типа финского, частью славянского. Финская часть характеризуется короткоголовастью, широким лицом, выдающимися скулами, маленькими косыми глазами, на рисунках ниже в антропологическом смысле содержат более элементов финской, чем славянской.

Великорусъ Владимирской. губ. (фот. проф. Богданова)
Великорусъ Владимирской. губ. (фот. проф. Богданова)
Великороссиянка Московск. губ. (фот. проф. Богданова)
Великороссиянка Московск. губ. (фот. проф. Богданова)

Славяне гораздо менее короткоголовы, даже длиноголовы, брюнеты, высокого роста с темными глазами. Таков антропологический состав великорусов. В малорусах - тот же племенной состав, лишь с большей примесью славянского типа.

Психологические черты

Психологические черты русского племени соответствуют чертам главных составляющих его частей, т. е. финского и славянского корня.

У Финнов общими характерными чертами являются: несокрушимая, выносливая, пассивная сила; смирение, настойчивость с ее обратной стороной-упрямством; медленный, основательный, глубокий процесс мышления; отсюда медленно наступающий, но за то неудержимый гнев; спокойствие в смертельной опасности, осторожность, когда она миновала; немногословность, сменяющаяся неудержимым потоком речи; склонность выжидать, откладывать, но затем нередко торопиться некстати; преданность тому, что древне, что уже известно, и нелюбовь к новшествам; верность долгу, послушание закону, любовь к свободе, гостеприимство, честность и глубокое стремление к внутренней правде, обнаруживающееся в искреннем, но преданном букве, страхе Божьем. Желание работать зависит у него от настроения. Перъ Браге (ген-губерн. Финляндии с 1648-1654 г. и основатель университета) говорил о Финнах, что дома они праздно валяются на печи, а за границей один из них работает за троих.

Основную черту Славян издавна составляла их чуткая впечатлительность, нервная подвижность, что соответствует тонко развитому чувству и достаточно развитому уму. Типичными чертами характера являются : скорбь, терпение и величие духа среди несчастий. Брандес, характеризует произведения Тургенева, как национального писателя, говорит, что в произведениях Тургенева много чувства и это чувство всегда отзывается скорбью, своеобразной глубокой скорбь; по своему общему характеру это есть славянская скорбь, тихая, грустная, та самая нота, которая звучит во всех славянских песнях. Для характеристики этой славянской скорби и разъяснения ее психологического характера мы можем прибавить, что наша национальная скорбь чужда всякого пессимизма и не приводит ни к отчаянию, ни к самоубийству, напротив, это есть та скорбь, о которой говорил Ренан, что она "влечет за собой великие последствия". И в самом деле, у русского человека это чувство представляет собою самый чистый и естественный выход из тяжелого внутреннего напряжения, которое иначе могло бы выразиться каким либо опасным душевным волнением, напр., гневом, страхом,упадком духа, отчаянием и тому подобными аффектами. Среди несчастий, в опасные минуты жизни у Славян является не гнев, не раздражение, но чаще всего грусть, соединенная с покорностью судьбе и вдумчивостью в события. Таким образом, славянская скорбь имеет свойства предохранительного чувства, и в этом кроется ее высокое психологическое значение для нравственного здоровья: она оберегает душевный строй и обеспечивает незыблемость нравственного равновесия; являясь унаследованным качеством, славянская скорбь стала основной благотворной чертой великого народного духа.

Все другие стороны чувства и вообще эмоциональная сторона души хорошо развиты у Славян.

Слабейшую сторону славянского характера составляет воля. Воля у Славян выражается порывами , как будто для накопления ее требуется срок. Славянский гений не чужд ясного сознания этой особенности и поэтически изобразил ее в былине об Илье Муромце.

Русский, впитав в себя финскую душу, получил чрез нее ту тягучесть и выдержку, ту устойчивость и силу воли, какой не доставало предку Славянина; а в свою очередь Финн, под влиянием славянской крови , приобрел отзывчивость, подвижность и дар инициативы. Нравственные качества Финна и Славянина, слившись в одном народном организме, взаимно дополнили друг друга, и получился цельный нравственный образ, более совершенный в психическом смысле, чем составные части, из которых он сложился.

Талько-Грынцевич говорит что от Поляков, Белорусов и Малороссов к Великоруссам представляют как бы переходную ступень, в которой крайности двух характеров смягчаются.

Инородцы России, по всей вероятности играют маловажную роль в образовании оттенков Русского народного духа,но на окраинах, где происходит антропологическое сочетание их с Русскими, влияние весьма возможно в виду известной наклонности Русских к мирному объединению с другими народами на основах антропологического и духовного товарищества.