После восьмиминутной овации Джокеру на Венецианском кинофестивале, 20 секунд восторженных (сидячих) аплодисментов на Международном кинофестивале в Торонто принесли облегчение, по крайней мере, одному критику. Возможно, канадцы темпераментно менее склонны кричать " Брависсимо!” для оперных торжеств психоза. Скорее всего, они решили восстановить некоторый баланс, признав завершенный фильм с ведущим выступлением tour-de-force, но также однообразным, неприятным и морально неприятным. Режиссер фильма, Тодд Филлипс, игриво назвал его "сумасшедшим" в своем вступлении в Торонто, но он слишком много себе даёт похвалы. Мышление, стоящее за фильмом, очень условно. Как Ханна Арендт видела банальность в предполагаемом зле нациста Адольфа Эйхмана, я вижу в Джокере попытку возвести занудную месть в плоскость мифа. Это страшно на многих разных уровнях.
Хотя история "происхождения", "Артура Флека" (Хоакина Феникса) в том что он долгое время был всего лишь клоуном, задолго до того, как он примет это легендарное прозвище. Но есть ключевая разница: он жертва, он больше согрешил, чем грешит. О, что за литания травм: в первой сцене группа подростков крадет знак, которым он привлекает людей для какой-то распродажи, и ударяют его по голове, когда он бежит за ними, после чего его босс обвиняет его в краже знака и вычитает стоимость из зарплаты Артура. Коллега дает ему пистолет, а потом — когда оружие со стуком падает на пол во время вечеринки для больных детей — он отрицает что это его оружие. Привлекательная мать-одиночка в его захудалом многоквартирном доме едва сводит концы с концами. Социальные службы сокращают нуждающимся выплаты, чтобы положить деньги в карманы богатых людей Готэм-Сити — среди них Томас Уэйн, в будущем убитый отец Брюса, который будет летучей мышью, что означает, что у Артура больше нет легкого доступа к его лекарствам, а это означает, что он может спровоцировать еще больше подлых головорезов с его склонностью к Туретту, чтобы взрываться неконтролируемым смехом. Конечно же, на него напали в метро, на этот раз пьяные мужики, которые работают на Уэйна. Популярный ведущий ток-шоу, Мюррей Франклин (Роберт Де Ниро), жестоко высмеивает его попытку стать стоячим комиком на мероприятии с открытым микрофоном. Добавьте к этому властную, болезненную мать (Фрэнсис Конрой) и историю жестокого обращения с детьми — стоит ли удивляться, что изгой/жертва видит только две возможности: самоубийство или принятие обличья суперзлодея? Вы должны восхищаться Артуром за его самореализацию. Это, конечно, превосходит бессилие — или небытие, которое является предельным бессилием.
Нам нужен Джокер. Нам нужен Джокер, хотя бы для того, чтобы закончить медленную, мазохистскую траекторию. Убить кого-нибудь, кого угодно! Спасите наши глаза от этих освещенных интерьеров с их бассейнами красного, зеленого и желтого цвета с солоноватым оттенком — и проржавевшими пожарными лестницами 70-х годов в Нью-Йорке и переулками. Мы получаем аллюзии — что Артур-это слияние двух главных героев Мартина Скорсезе, Руперта Пупкина и Трэвиса Бикла (отсюда трюк кастинга Де Ниро, который не кажется естественным ведущим ток-шоу). Если Артур мог быть родным братом Пупкина, то он кузен, по крайней мере, городского линчевателя Чарльза Бронсона в Death Wish. Ни в коем случае нас не беспокоят люди, которых он убивает — они “грубые на свободе”, по словам Ганнибала Лектера, другого психа, превращенного в экзистенциального героя после истории происхождения, в которой некоторые русские заставили его съесть свою маленькую сестру. Наблюдая, как Артур тащится вверх и вниз по длинной наружной лестнице, вызывает Экзорциста и его демона Пазузу.
Джокер-это конечная роль Хоакина Феникса, которая не обязательно является комплиментом, но и не пренебрежением. Он лучший ненормальный киноактер в мире. Феникс никогда не кажется более счастливым — или, по крайней мере, более дома — чем когда он несчастно теряется в уме персонажа, его черты переводят каждый короткий синапс. В его голове звучит музыка, то текучая, то спазматическая, и когда Артур вскидывает руки и крутит или делает маленький мягкий башмачок, он как будто освобождается от гнета вести себя разумно. Возьми это, нормальность! Когда он, наконец, появляется на ток-шоу Франклина с его клоунским лицом и костюмом цвета ржавчины, он отказывается подключаться к ритмам ведущего, и вы мелькаете на акте бешенства Феникса с Дэвидом Леттерманом, когда он остановил мир и заставил его извиваться. Недостатком спектакля является недостаток всего фильма: он по существу повторяется. Это идет в никуда, вы не можете предсказать. И другие актеры не предлагают никакого облегчения. Де Ниро плохо подходит для части, которая требует смекалки в шоу-бизнесе, Beetz функционирует как мужская проекция, а Томас Уэйн Бретта Каллена проиграет конкурс харизмы Майку Блумбергу. У Фрэнсис Конрой есть лирический момент или два, как мама Артура, но она настолько явно сошла с ума, что она функционирует как еще один антагонист Артура. Фильм оживает визуально — на этот раз имитируя французскую связь — когда смазанный маслом Артур убегает от детективов, теряя себя в метро, заполненном протестующими, одетыми как клоуны, но я начал бояться неизбежного результата: что Артур будет признан Богом-клоуном в цирке ужасов, который мы называем городской жизнью.
Джокер был назван гимном для психов, в чем я не ошибся. Я согласен со Стефани Захарек из Time, что это не исследование современной патологии, а её симптом. Фильм напоминает острое эссе Стивена Меткалфа 2012 года в Slate, после того, как обеспокоенный человек открыл огонь в театре, показывающем The Dark Knight Rises. Меткалф не винил фильм, точно, но он проследил связь между гражданскими убийствами и портретами суперзлодеев. Молодые люди, совершившие эти действия, считали что они были сильно недооценены миром — настолько, что их жизнь превратилась в одну длинную психическую травму. В ответ они культивировали "харизматическую злобу" и использовали современные технологии для "творческого уничтожения". Они превозносили себя как Мефистофеля. Основываясь на работе Арендта, Меткалф сказал, что лучший способ предотвратить инциденты, подобные тому, что происходило в том театре (намного чаще, так как он написал эту пьесу), - это "лишить зло его грандиозности или мифического резонанса, полностью его банализируя". Другими словами, сделать так, чтобы они выглядели как неудачники, какими они и являются.
Хотя Филлипс и сценаристы стремились сделать Джокера более реалистичным, чем его предшественники из комиксов, он возвышает своего главного героя и дает ему историю происхождения его мечты, в которой убийство является справедливым — и искусным — ответом на злобно равнодушное общество. Артур / Джокер может быть отталкивающим, но в перевернутой Вселенной отталкивание привлекательно. Я не утверждаю, что Джокер будет вдохновлять убийства (это может быть, но так может быть со многими другими вещами) — только то, что он потворствует эгоистичным, мелочным чувствам, обидам и как таковой глубоко скучен. Это фильм одна шутка.
Это был перевод одной из статей, критикующих "Джокера" как только могут. Что думаете по этому поводу? Какие у вас ожидания от "будущего" оскораносца?
Сама статья : https://www.google.com/amp/s/www.vulture.com/amp/2019/09/joker-2019-movie-review.html