Мифы и легенды пристают к известным мертвым людям, как ракушки на дне корабля. Как будто у человека есть врожденная потребность отрицать мирское, фантазировать , чтобы сделать хорошую историю лучше.
Историки стараются сохранять последовательность событий, но это проигрышная борьба: каждый человек любит тайну, как и каждая женщина. Думаю, именно такой инстинкт заставил меня сразу же обрадоваться, когда я наткнулся на историю в июньском номере «Музыкального времени», одного из самых уважаемых музыкальных журналов Англии, о том, что Шостакович, возможно, носил кусочек немецкой шрапнели в своем мозгу в течение последних 34 лет своей жизни и использовал его, чтобы сочинять музыку.
Может показаться странным, что никто до сих пор никогда не упоминал о такой травме композитора, не говоря уже о том, что кусок беспризорного металла фигурировал в его творческих усилиях.
Но кто из нас не будет хотя бы слабо надеяться, что такая странная история может быть правдой?
Таблоиды, продаваемые в кассах супермаркетов, живут за счет нашего обаяния странным и невероятным. Как и большинство таких историй, эта история осложняется тем фактом, что нет никаких доказательств, подтверждающих это. Это может быть даже одна из тех тщательно продуманных музыкальных шуток, которые англичане время от времени подкидывают друг другу
Так что я вас предупредил.
Вот, вкратце, то, что я знаю об этом случае, как сообщал в британском журнале доктор Даю Ванг, представившийся, только как невролог из Пекина, Китай.
Доктор Ван пишет, что в 1950-х годах он работал с одним из ведущих советских нейрохирургов, который рассказал ему о пациенте, которого он когда-то лечил. Он был ранен немецким снарядом во время осады Ленинграда во время Второй мировой войны и несколько лет приезжал к нему на лечение.
Доктор Ван сообщил, что доктор рассказал ему, что у пациента, Шостаковича, при проведении рентгена обнаружили, что в его мозгу застрял металлический фрагмент, в той самой части мозга, которая, связана со слухом ». Шостакович, однако, не хотел удалять металл, и неудивительно:« Так как фрагмент был там, каждый раз, когда он наклонял голову в сторону, он мог слышать музыку. Его голова была наполнена мелодиями - каждый раз разными - которые он затем использовал при сочинении. Перемещение уровня головы назад немедленно остановило музыку ». Следующее рентгеновское обследование, как гласит история, ясно показало, что кусок металла движется в его мозгу, но советский врач проконсультировался со своим начальником, «главным хирургом вооруженных сил и ведущим нейрохирургом нашей страны», который обследовал Шостаковича и согласился, что фрагмент должен быть оставлен там, где он был, потому что «немецкая оболочка принесет пользу, если она поможет производить больше музыки». Это было около 30 лет назад, и все же, насколько мне известно, до сих пор никто не предполагал, что Шостакович был ранен в Ленинграде. Кажется, он был там осенью 1941 года, работал в пожарных командах вместе с другими артистами и копал траншеи. Но если он был ранен, это не помешало ему написать свою «Ленинградскую» симфонию (№ 7), которую он закончил в декабре того же года. Предполагается, что он начал писать симфонию в Ленинграде и закончил в Куйбышеве, куда он был эвакуирован. Эти временные рамки не дают композитору много времени на выздоровление от почти смертельной раны. Конечно, в сказке, столь удивительной во всех отношениях, ничто не должно быть исключено.
Феномен подвижного инородного тела в желудочке мозга не является неизвестным для врачей и описан в литературае . О таком случае сообщалось в 1970 году в Журнале нейрохирургии, и «известно, что музыкальные галлюцинации возникают при поражении височной доли вокруг или вблизи основных областей, связанных со слухом».
Таким образом, у нас есть подтверждение запутанной тайны, столь же богатой обертонами заговора и подлости, как миф Моцарта и Сальери или история самоубийства Чайковского. Почему военная травма не упоминается ни в одной биографии Шостаковича, и даже в «Свидетельстве», которое претендует на то, чтобы быть воспоминаниями композитора в соответствии с указаниями Соломона Волкова?
Известно, что у Шостаковича в последующие годы были серьезные проблемы со здоровьем, в том числе болезнь сердца (он, как полагают, умер от инсульта).