Найти в Дзене
Советское Кино и не только

Луч смерти (1925)

В 1924 году вышел фантастический роман Николая Карпова «Лучи смерти», а в марте 1925 – фильм Льва Кулешова «Луч смерти». Нет, это не экранизация, и даже не плагиат, не смотря на то, что речь и там, и там, идет, примерно, об одном и том же – поражении на расстоянии при помощи «лучей». Нам всем лучше известен «Гиперболод» Алексея Толстого, но, как ни странно, и Толстой не сплагиатил, хотя все «лучи» разных авторов восходят к Герберту Уэллсу и его роману «Война миров».

Инженер Подобед (Порфирий Подобед), кадр из фильма "Луч смерти"
Инженер Подобед (Порфирий Подобед), кадр из фильма "Луч смерти"

Но если не плагиат, то что? Всё просто – отражение реальности. В начале двадцатого века ученые и энтузиасты стран мира были захвачены идеей Уэллса, и пытались изобрести что-то в этом роде. Концепции были разные, от откровенно завиральных идей о передаче энергии взрыва на расстоянии по электромагнитной волне до более-менее реалистичного теплового луча, воспламеняющего горючие и взрывчатые вещества.

Помощница Подобеда (Л. Страбинская), кадр из фильма "Луч смерти"
Помощница Подобеда (Л. Страбинская), кадр из фильма "Луч смерти"

Однако на первом этапе удачными были лишь чисто визуальные достижения Теслы (башня с искусственными молниями) и ловкий фейк Уливи, аппарат которого якобы взрывал на расстоянии мины (на самом деле, в его мины был вложен взрыватель а ля «часовой механизм»). Тем не менее, идея носилась в воздухе и была столь серьезной, что ею действительно интересовались армии и правительства. И, конечно, об этом писали газеты – но не столько о реальности, в которой ничего, кроме неудачных опытов, не было, сколько о фантазиях. В том числе – выдаваемых за реальность.

Восставшие рабочие, кадр из фильма "Луч смерти"
Восставшие рабочие, кадр из фильма "Луч смерти"

Поэтому совершенно не удивляет, что сразу несколько авторов взялись за разработку темы этих самых «лучей смерти» уже в литературе и кино. Одним из авторов был Всеволод Пудовкин, написавший сценарий для Льва Кулешова и сыгравший одну из главных ролей в фильме «Луч смерти».

Агент (Андрей Файт). Обратите внимание на брюки - мода-то вернулась :) Кадр из фильма "Луч смерти"
Агент (Андрей Файт). Обратите внимание на брюки - мода-то вернулась :) Кадр из фильма "Луч смерти"

О сюжете расскажу совсем кратко. Инженер Подобед изобрел «луч смерти», «умеющий» взрывать всё, что горит и воспламеняется. Об изобретении узнали «проклятые капиталисты» и решили выкрасть его, так как в их стране усилилось рабочее движение, и обычными методами «буржуи» уже не справляются. Прибор у Подобеда похитили, но рабочие тоже не промах – и они, в свою очередь, увели ценный аппарат у буржуев. И победили, конечно.

Женщина-стрелок (Александра Хохлова), кадр из фильма "Луч смерти"
Женщина-стрелок (Александра Хохлова), кадр из фильма "Луч смерти"

Настолько краткий пересказ связан с тем, что смотреть сам фильм я рекомендовать не могу – он представляет исключительно ограниченный интерес как одна из вех кинофантастики. Причем, всей фантастики там – сам прибор. Но тема «лучей смерти» нашла отражение в произведениях более поздних, а также является прообразом лазера, а потому имеет смысл просто знать – было вот такое немое кино.

Сестра Эдит (Александра Хохлова), кадр из фильма "Луч смерти"
Сестра Эдит (Александра Хохлова), кадр из фильма "Луч смерти"

В фильме снимались: Порфирий Подобед (изобретатель инженер Подобед), Сергей Комаров ( Томас Ланн), Всеволод Пудовкин (патер Рево), Александра Хохлова (сестра Эдит/женщина-стрелок), Владимир Фогель (фашист Фог), Леонид Оболенский ( главарь фашистов майор Хард), Андрей Файт (агент), Андрей Горчилин ( Рапп), Пётр Галаджев ( Руллер и директор цирка)

И в завершение истории с «лучами смерти» в реальности. Не смотря на то, что сама идея таких лучей была провальной, но при исследованиях и экспериментах ученые ученые обнаружили различные любопытные свойства, создав впоследствии дистанционное управление, УКВ-связь, системы подслушивания и, конечно, лазеры.

Фантастические фильмы, фэнтези, сказки