Найти тему
Плёнки и винил

Роковое общежитие: приключения советского меломана

Оглавление

Продолжаем публикацию воспоминаний провинциального поклонника зарубежного рока Владимира Морокова из Сыктывкара. Как в 70-х веселились студенты, осваивались гитары и собирались группы. Это пятая часть.

Первая здесь.

Вторая здесь.

Третья.

Четвёртая.

Гитарные соло замминстра МВД

Очень прилично играли тогда ансамбли в школах №4 и 12. Последний из них однажды даже показали по местному телевидению. Одна из песен была их собственного сочинения. В ней, как помню, пелось что-то лирическое и новогоднее одновременно.

В нашем классе учился Анатолий Наместников, игравший на соло-гитаре в ансамбле «Электрины», который организовал коми композитор Мастеница (не помню имени). Они гастролировали по сельской местности и выступали в клубах, исполняя песни собственного сочинения на коми языке. У них были даже большого размера афиши с фотографиями участников, отпечатанные в типографии. Композитор также курировал вокально-инструментальный ансамбль в кружке при Дворце пионеров.

Хорошая группа тогда играла рок-н-ролл в пединституте. Её наши партийные органы пригласили к нам в школу на выпускной вечер. Лидер группы Александр Сивков «Сивс» считался лучшим соло-гитаристом Сыктывкара. Его часто звали играть в ДК Авиаторов. Там была настоящая кузница кадров: братья Орловы, Боб и Жора (Владимир и Георгий соответственно), Леша Кузнецов, Гусь. Но Сивсу и там поручали самые сложные партии.

Позднее Александр Сивков работал в системе МВД, дорос до поста замминистра МВД Республики Коми.

Сыктывкар, 1 мая 1972 года
Сыктывкар, 1 мая 1972 года

Был ансамбль «Медвежата» при Сыктывкарском механическом заводе (СМЗ).

Разумеется, вокально-инструментальные ансамбли работали тогда в ресторанах: «Вычегда», «Центральный», на ж/д вокзале. Каждое лето на танцплощадке играл эстрадный оркестр на тогда еще деревянной танцплощадке (до 1977 года, пока не возвели каменную «сковородку») с большой по численности духовой секцией. Однако мне больше нечего о них сказать, поскольку с их участниками я не пересекался, и знаком не был.

Ресторан "Вычегда", 1970-е
Ресторан "Вычегда", 1970-е

Рок «на картошке»

В 1972-м я уехал учиться в Пермь. Моими первыми слушателями там стали студенты-медики, первокурсники, товарищи по группе. В сентябре нас послали «на картошку» и мы оказались в татарской деревне Юлаевке, Суксунский район, почти на самом юге Пермской области. В моих руках оказалась единственная юлаевская гитара, принадлежавшая сыну бригадира. Последний на ней совершенно не умел играть, и понятно: кому учить-то?

Вот тогда я и почувствовал, что не зря в свое время осваивал инструмент и подобрал массу всего из репертуаров «Криденс», «Роллингов», «Битлз» и других групп. В Перми тогда был всеобщий культ «Битлз», а также невероятной популярностью пользовались «Криденс» и «Шокинг Блю». Своим сокурсникам я играл каждый вечер в избушке, где у нас днём была столовая, а вечером нечто вроде клуба. Выделил нам избушку юлаевский бригадир (главное лицо в деревне), да еще и распорядился кормить как можно лучше. Он надеялся, что студенты научат его играть на гитаре и он приглянется какой-нибудь из наших студенток, но ничего не получилось: он оказался каким-то очень скромным или забитым деревенским пареньком, хотя был примерно нашего возраста.

Один раз мы позволили себе под мою гитару то, что нельзя квалифицировать иначе, как изощренное музыкально-этническое хулиганство (ст.206 ч.2 УК СССР). На мелодию популярной тогда песни Hollies «Stop» мы втроем (соучаствовали два пермяка, Саша и Андрей) сочинили, с позволения сказать, «текст» на татарском языке.

Этот «текст» состоял из набора матерных татарских слов, оборотов и выражений. Затем, выпив браги (всегда можно было купить за копейки у местных в разных домах), громко все это распевали в нашей избе. Мы не сразу посмотрели в окно и заметили там деревенских детей… Оказывается, нашлись слушатели. Результаты не заставили себя долго ждать: на следующий день мы много раз слышали, как детские голоса пели «трап, трап, трап, трап, сиг…га…» и в том же духе… Вот оно, наше тлетворное влияние на подрастающее поколение.

Мои игра на гитаре и вокал на хорошем английском (спасибо родной школе) произвели сильное впечатление на сокурсников, по мединституту покатились слухи, что появился какой-то новый хороший гитарист.

Рок Перми

Пермь оказалась очень рок-н-ролльной. Еще бы – почти миллионный город, в ней было в разы больше как меломанов, так и музыкантов. Много было и фирменных виниловых пластинок, правда, значительная их часть была изрядно «попилена», они «скрипели», «трещали», «щелкали» и «прыгали». Тем не менее, распространялись на черном рынке за очень большие, подчас просто безумные деньги. В те времена «железного занавеса» так обстояло дело не только во всем СССР, но и в социалистических странах за исключением Югославии. С пластинок музыку записывали на магнитофоны в монофоническом звучании.

Стереомагнитофоны появились позднее, в середине 70-х. Широко практиковалась запись за деньги: одна пластинка от 3 до 5 рублей у разных обладателей фирменного винила, «дискачей», как их тогда звали. Последние собирались по выходным на вещевом рынке, барахолке, меломаны звали ее «балкой». Там происходили купля, продажа или, главным образом, обмен дисками. Многие менялись на неделю, чтобы записать себе. Позднее и у меня самого появился фирменный винил и я тоже стал «дискачом» и начал бегать по выходным на «балку». Вот таким образом у меломанов постепенно и собирались коллекции записей рока на катушках. Контора следила за этим всем, но не очень ревностно. Милиция вмешивалась в процесс очень редко, и то лишь по заявлению пострадавших. Один из таких случаев был, когда у одного меломана ограбили квартиру и похитили практически полную коллекцию пластинок «Битлз» в хорошем состоянии.

В Перми было много вокально-инструментальных ансамблей, я буду вести речь только о тех, кто играл на танцах. («Лабухи», как зовут и по сей день музыкантов, играющих в ресторанах, не в счет). Они выступали по выходным в домах и дворцах культуры, которых в Перми немало. Многие из них играли каверы западных групп. Кое-кто пытался исполнять тяжелый рок типа «Into The Fire» Deep Purple.

Летом начинали работать танцплощадки в садах и парках. На некоторых из них виртуозно играли и пели хорошие исполнители.

Лично мне запомнился один из соло-гитаристов, игравший в саду им. Свердлова в Мотовилихе. Он играл много каверов Джими Хендрикса.

-3

У него была чехословацкая гитара Jolana, не намного хуже «фендеров». Он играл в манере Хендрикса, совсем не глядя на гриф. Его взор со стеклянными глазами навыкате был все время устремлен куда-то вверх. Было очевидно, что он наркоман.

Музыканты-медики

В 1972 году, когда я поступил в Пермский мединститут, в нем основным, представлявшим ВУЗ везде и всюду, был ансамбль «Альтаир». Он исполнял исключительно советскую эстраду, но довольно качественно. Играла еще группа «Лаутары». К моменту моего поступления в участники учились на втором курсе. Основатель «Лаутар», молодой литовец, был отчислен из института за неуспеваемость. Говорили, что у него были необычайные вокальные данные, и он умел брать необычайно высокие ноты. «Лаутары» делали каверы на некоторые западные группы, но предпочтение отдавали инструменталам. Соло-гитарист группы Андрей Микрюков был фанатом The Ventures.

Моя игра ему понравилась, и я даже однажды выступил с ними. Но потом что-то у них в самой группе не заладилось, и она распалась. Барабанщик Андрей Востриков через какое-то время стал участником нашей группы. Был еще ансамбль «Дружба» с большим составом, включавшим клавиши и духовую секцию. Лидером был пианист Владимир Гершуни, которого, впрочем, позднее также отчислили из института.

Медицинский институт располагал двумя комплектами музыкальных инструментов и звукового оборудования. Один из них, сравнительно простенький, использовался для репетиций и выступления ансамблей невысокого уровня. Другой только для официальных меропиятий, его выдавали только «Дружбе» и «Альтаиру». Заведовал всем этим оборудованием Владимир Евлампьев, очень колоритная и своеобразная персона. Он был старше нас всех как минимум на пять лет и относился к своим обязанностям очень серьезно. В аппаратуре он понимал толк и поддерживал ее в рабочем состоянии. Учился он на стоматологическом факультете, который окончил в следующем 1973 году.

Соло со стаканом

Профком и ответственные за культурную работу среди студентов приняли решение создать из первокурсников как минимум два вокально-инструментальных ансамбля на нашем, лечебном, и санитарно-гигиеническом факультетах. Было организовано нечто вроде отбора (сейчас это называется кастингом). Я в нем не участвовал, но двое ребят из Кировской области, которые прошли отбор и слышали мою игру, сами позвали меня в свой ансамбль соло-гитаристом. Это были Саша Некрасов из Котельнича и Женя Полев из Омутнинска. Некрасов играл на ритм-гитаре, Полев – на басу и пел красивым голосом. Позднее к нам присоединился Андрей Востриков, барабанщик распавшихся к тому времени «Лаутар». По поводу репертуара было решено, что будем играть не только советские песни, но и западных рок-групп. Песни на русском будут петь Женя и Саша, на английском – я. Добавлю, что Женя никогда не пел на русском песни, которые, что называется, на слуху и не имел такого желания. Очень лиричные и мелодичные, с текстами приличного качества. Мы так и не узнали, кто, где и когда их написал в Кировской области, откуда Женя был родом.

В общежитии благодаря гитаре я быстро набирал популярность. Меня слушали и пермские студенты, бывавшие в гостях в нашем общежитии. Среди них была и «золотая молодежь», которая вела себя высокомерно. Кроме игры на гитаре их поразила моя осведомленность в рок-музыке и особенно «Битлз». Я мог по памяти назвать все песни знаменитой группы на всех альбомах, причем в порядке их последовательности. Пошла молва, и моя личная популярность скоро вышла за пределы общаги на институтский (и не только!) уровень. Я играл практически один в один почти все композиции «Криденс», которые тогда по свой популярности уступали только битлам. Скажу честно, это было вовсе несложно, и вообще весь шарм музыки этой группы как раз и заключался в ее простоте. Больше всего слушатели восторгались моими соло в композициях Ooby-Dooby и Pagan Baby, где соло было длинным и эффектным одновременно.

Никаких педалей и процессоров в те годы не было и в помине. Несколько позднее я освоил технику игры слайдером, поэтому мои соло иногда звучали как игра на гавайской гитаре. Это приводило публику в восторг в сочетании с изумлением: в такой манере даже в миллионной Перми тогда не играл никто. В качестве слайдеров во время выступлений иногда демонстративно использовал пустые бутылки, а как-то раз – большой стеклянный химический стакан. На публику это зрелище производило неизгладимое впечатление.

Встал вопрос о названии группы. Саша Некрасов предложил название «Луинги» – от слов «лучший инструмент – гитара». Нам название очень понравилось, представлялось интригующим. В нем не было ничего пафосного или космического (типа «Знамя», «Пламя», «Альтаир», «Орион» или «Ариэль»). Разумеется, происхождение названия нам пришлось объяснять профсоюзно-комсомольскому активу института.

Позднее по его поводу тонко иронизировал пришедший позднее руководить художественной самодеятельностью института Макаров (уже не помню имени и отчества): «Вам бы, ребята надо переименоваться в "худший инструмент – гитара"». Судите сами, каким бы стало при этом название группы… Он нас несколько раз послушал и нашел многое слабым. Этим он помогал нашей группе расти профессионально. Амбициями или завышенной самооценкой никто из нас не страдал.

Репетиции проводили как в здании анатомки, где было выделено для этого помещение, так и в общежитии, в акустическом варианте, без барабанов. К нескольким песням на русском языке я придумал красивые проигрыши. Позднее Полев признался, что услышав их, стал полностью уверен в том, что у нас всё получится. Один из моих пассажей был навеян «Александриной», которую пела тогда лучшая в СССР группа «Песняры».

Помимо нас, первокурсников-«лечфаковцев», свой ансамбль пытались создать и первокурсники с санфака, но у них ничего не получилось. Они с треском провалились на первом же публичном выступлении и после этого оставили свою затею.

После нескольких репетиций мы решились наконец выступить на танцах. Первые же наши выступления прошли с невероятным успехом. Некоторые из них организовывались в общежитиях, но чаще всего мы играли в здании санитарно-гигиенического факультета на улице Куйбышева (сейчас там ректорат Пермской медицинской академии). По городу поползли слухи, и послушать «Луингов» приходило все больше молодежи, которая в нашем институте не училась. Дело близилось к новому 1973 году, поэтому мы играли очень часто – для разных курсов, факультетов, а один раз даже для аспирантов и молодых преподавателей. После окончания сессии и коротеньких зимних каникул в весеннем семестре все это возобновилось с еще большей энергией, мы играли каждую субботу. Это не прошло бесследно – мы сами почувствовали, что играем и поем всё лучше и лучше...

Читайте также на канале:

Первая часть этих воспоминаний

Вторая, третья и четвёртая

«Скандальные» факты о песне «Битлз» Hey Jude

О плагиатах «Роллинг стоунз»

О плагиатах «Битлз»

Фильмография Ринго Старра

6 песен, которые звучат как Creedence Clearwater Revival

Shocking Blue: экзотические каверы

Песни, похожие на стиль Джона Леннона

– Москва 60-х: впечатления английского корреспондента. Часть 1 и

часть 2

Рок-оперы СССР