В Палатах Коробовых рассказали, как в старину в Калужской губернии проходили свадебные обряды.
Наши предки строго соблюдали все моменты свадебного обряда. Считалось, что отступление от канона может нести за собой всякого рода изменения в судьбе и неприятности. Обряд был сложным: смотрины, сватовство, рукобитие, девичник и мальчишник (молодёжник), венчание, свадебный пир. Интересно, что на свадьбу в Калужской губернии наряжали ёлку.
Выкуп длился несколько дней
В день перед венчанием приезжал жених с дружками. Ёлку надо было выкупить. До революции на неё вешали ассигнации, монетки, а девушкам давали бутылку вина или водки, мясо, пряники, конфеты. Иногда ёлка выкупалась два дня. После революции выкуп стал уже меньше: 10–15 рублей и килограмм конфет. Что интересно — эта традиция сохранялась ещё в 60–70-х годах ХХ века в Перемышльском районе, а в Куйбышевском — и в 80-х годах. Моя мама рассказывала, как получила направление в Куйбышевский район, приехала туда в августе, вышла из поезда и увидела большую толпу: все шли наряженные, весёлые и несли ёлку. И она была большая.
После венчания ёлку ставили на стол, а в Куйбышевском и Кировском районах — в ковригу чёрного хлеба, и начинался свадебный пир, на котором не обходилось без пряников. Гостей ими и встречали, и провожали. Был пряник «Разгоняй». В конце свадебного пира невеста его разламывала и раздавала гостям, что означало: праздник закончен, пора расходиться.
На второй день после свадьбы молодые шли к родителям невесты и давали им пряник, а те клали на него деньги. Отсюда и выражение «Давать на пряники».
В купеческой среде были свои традиции. Венчание до революции проходило в 6 часов вечера, а свадебный пир и стол — в 9 вечера. На выставке можно увидеть приглашение на бракосочетание Феоктисты Фёдоровны Вереитиновой и Ильи Ивановича Голубятникова, которое состоялось 6 февраля 1911 года. Есть интересный документ 1713 года: «Список свадебной сговорной росписи», где описано приданое купеческой невесты — оно огромное.
Сваха прятала каток
Очень интересные куклы сделаны на печном катке. Никто уже не знает, что это такое. А раньше горшки из печи вынимать ухватом было непросто — использовали небольшую деревяшку (цилиндр, похожий на катушку). Подцепленный ухватом горшок ставили на него и выкатывали из горячей печки. Этот печной каток всю жизнь служил одной хозяйке. И, когда перед свадьбой невеста плачет, прощаясь с девичьей жизнью, сваха, чтобы сгладить драматизм событий, в момент последнего сватовства «крала» каток, прятала его в свадебное полотенце, и в семь движений он превращался в куклу. Таким образом вместе с прибаутками свахи этот каток перекочёвывал в дом мужа. Через три дня завязочка на кукле развязывалась, и у молодухи начиналась обычная семейная жизнь — со своим катком и полотенцем.
Зачем связывают бутылки
Плохо, что сейчас замуж стали выходить без фаты. Покровительница молодых — Богородица, а это её покров. Фата на Руси никогда никому не передавалась — иначе жизнь пойдёт не так. А зачем на свадьбу связываем бутылки? Мне говорят: «Через год разопьём — год продержались». Распивается при рождении первенца, а не потому что год продержались.
Дореволюционные венчальные свечи из частной коллекции Татьяны Ермаковой. С ними венчались её бабушка и дедушка.
Брачный венец конца ХIII –начала ХIХ века.
После венчания невеста и жених преображались — надевали яркие наряды.
Свадебное фото супругов ДИДОВЫХ, 1908 год. Из коллекции Сергея Кривова.
Свадебный венок. Село Перемышль, деревня Гремячево.
Калужская купеческая семья — Феоктиста Фёдоровна ВЕРЕИТИНОВА и Илья Иванович ГОЛУБЯТНИКОВ в день венчания.
Туалетная коробочка из перламутра, конец ХVIII – начало ХIХ. Такие вещи раньше дарили на свадьбу.
Жених выкупал ёлку, украшал ею конскую дугу, и молодые ехали венчаться.