To kill, коль не мил: как защитить должников от коллекторов… и коллекторов – от должников? )
Участились случаи нападения должников на коллекторов. Признайтесь: прочитав это сообщение, вы с удовольствием улыбнулись? ;) Коллекторы настолько распоясались, что население уже от защиты переходит к нападению. Чем-то это напоминает ситуацию с рэкетом 1990-х гг., когда население также начало самооборону, чуть ли не местячковые суды Линча.
Правда, у рэкетиров действия по определению были преступны, а вот деятельность коллекторов прописана в законодательстве.
Но при таком «оборонительном нападении» людям важно не превышать меры самозащиты от коллекторов. А то может получиться, как в анекдоте:
«– Иван Иванович, это из банка вас беспокоят.
– Ой, да отстаньте уже, верну я вам деньги, верну… честно…
– Да шут с ними, с деньгами этими. Где наши коллекторы???!!»
Я в Дзене уже писала о Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности...». Так вот, этот Закон утверждает, как должны вести себя коллекторы, общаясь с должником.
А что, если коллекторы ведут себя незаконно? Хамят, грубят, ловят должников на улице, даже угрожают им. Или раскрывают тайные сведения о должнике другим людям. Или, паче чаяния, пытаются поджечь вашу квартиру. А то и вообще, как в Екатеринбурге, приходят домой, пока там находится только 1 несовершеннолетний, и блокируют выход ребенка из квартиры.
Иной раз бывает, что коллекторы что-то путают и начинают преследовать другого человека, у которого никаких долгов банку нет.
Итак, что делать в подобных случаях? Беспредельщик начинает поджигать вашу квартиру или угрожать вашему ребенку, а вы должны сидеть, сложа лапки?
1. Если коллекторы нарушают Закон и все больше распоясываются, надо писать жалобы на них. А вот переходить к рукоприкладству нельзя.
2. Юристы советуют вызывать полицию, а к самообороне обращаться только в самом крайнем случае, если уже вообще ничего сделать нельзя, в том числе невозможно вызвать полицию.
3. Также любой гражданин имеет право обратиться в прокуратуру и в суд.
4. Чтобы потом неголословно доказать вину коллекторов и их нападение, постарайтесь сделать фото- или видеозаписи их с вами общения.
5. Самооборона, переходящая к жестким последствиям, возможна вообще только в 1 случае: если вас или других людей угрожают уничтожить.
Имейте в виду: любимая многими формулировка «убийство в состоянии аффекта» или «самооборона для защиты» не всегда действуют. Довольно часто суд признаёт виновным не того, кто нападал, а того, кто защищался и в пылу обороны отправил нападающего в мир иной.
6. Более того: зачастую считается, что люди склонны преувеличивать (мол, «у страха глаза велики»). И они могут, например, «простую» попытку вскрыть дверь воспринять не так, как надо: дескать, была банальная порча имущества, а нервный должник оценил ее как попытку нападения.
Одного адвоката после случая в Екатеринбурге (который я тут упомянула выше) спросили: а что, если бы в момент, когда ребенка замуровывали в его квартире, в подъезд зашли его родители? Явно ведь: как любые родители, они бы кинулись защищать своего ребенка, который там сидит один, а его взрослые суровые дядьки тут пытаются уничтожить.
Уничтожить они на самом деле не пытались, а просто запугивали, думая, что в квартире прячутся потихоньку взрослые-должники. Но от неожиданности родители вполне могли принять происходящее за самое страшное. И вдруг бы они отреагировали, мягко говоря, не совсем адекватно?
На этот вопрос адвокат ответил: нам потом очень сложно было бы доказать в суде, что родители были в состоянии аффекта; скорее всего, их бы признали виновными, поскольку налицо несоответствие между нападением и защитой.
Вывод. Хотелось бы поблагодарить регионы, которые у себя законодательно запретили деятельность коллекторов, например Кемеровскую область. Как говорится, на нет и суда нет: нет нападения – не будет и вопросов с обороной. А с долгами можно и другими законными методами разбираться, более человеческими.