Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья - о двух знаменитых французских поэтах, Артюре Рембо и Поле Верлене, отношения между которыми, длившиеся всего один год, сильно повлияли на жизнь обоих.
Оба поэта обладали огромным талантом, их тянуло друг к другу, притом Рембо играл в этой паре доминирующую роль, а Верлен следовал за ним. Есть замечательный фильм Агнешки Холланд "Полное затмение", где прекрасно показаны их сложные отношения. Рембо там играет Леонардо Ди Каприо, а Верлена Дэвид Тьюлис. Название фильма очень точно характеризует то, что было между этими двумя поэтами.
На картине Анри Фантен-Латура оба поэта изображены рядом. Вообще эта картина, которая называется "Угол стола", показывает компанию французских писателей и поэтов. У Фантен-Латура подобных коллективных портретов его друзей из среды литературной и художественной богемы несколько.
Рембо сидит, отвернувшись от всей компании и с задумчиво-нежным видом смотрит вдаль. Верлен серьезен, как-то отрешен, его взор обращен тоже куда-то в пространство. Не зря оба поэта находятся рядом - между ними тогда были волнующие отношения.
Поль Верлен был старше Артюра Рембо на 10 лет и на момент их знакомства был уже известным поэтом. Его талант высоко оценил Виктор Гюго - признанный мэтр французской литературы. Жизнь Верлена шла спокойно и достойно. Он вращался в литературном кругу, писал, работал в мэрии Парижа, встретил девушку, женился. В общем, жизнь человека среднего достатка, без особых эксцессов. Когда произошла Парижская Коммуна, Верлен поддержал восставших, поэтому его оставили в мэрии, где он стал руководить бюро по печати.
Когда Коммуна потерпела поражение, Верлен сумел спастись от репрессий, уехав в провинцию к тестю и пересидев там опасное время. Потом он вернулся в Париж и продолжил свою обычную жизнь. К тому времени у него родился сын.
И вот в этот момент в размеренное существование уважаемого поэта ворвался неистовый юноша с отвратительным характером, болезненной психикой и невыразимо пленительным талантом. Артюр Рембо рос в провинции, отец бросил семью, а мать была очень строгой и авторитарной женщиной. В результате мальчик стал, что называется, трудным подростком.
Он сбегал из дома и вообще вел себя как настоящий хулиган. Никаких условностей для него не существовало. При этом Артюр писал стихи, в которых явно сверкал его талант. Из всех современных ему поэтов мальчик признавал только Поля Верлена, поэтому именно ему написал письмо и прислал свои стихи, чтобы узнать его мнение. Артюру тогда было 17 лет.
Верлен, прочитав опусы юного поэта, был сражен ими в самое сердце. Талант Рембо он признал выше своего, это его заставляло, с одной стороны, страдать, с другой - радоваться, что есть во Франции поэт гениального уровня. Обуреваемый такими сложными чувствами, он встретился с Артюром воочию.
Увидев юношу, Поль Верлен моментально попал под его личностное влияние. У Рембо было сильное обаяние, которое часто присуще умным и талантливым негодяям. Невзирая на молодость, он уже давно вкусил запретные плоды порока, поэтому легко и просто схрумкал робкого законопослушного Верлена, тот не успел даже охнуть, как оказался в психологическом подчинении у своего юного друга.
В семье Верлена начались скандалы. Всю свою любовь и страсть Верлен обратил на Рембо. Они почти не расставались и вели разгульный образ жизни. С женой Поль договорился о временном разводе (типа отдохнуть друг от друга) и уехал с Артюром в путешествие. Финансировал этот вояж, конечно, Верлен.
Скандальные слухи о похождениях мужа дошли до мадам Верлен, и она подала на окончательный развод. Поскольку Поль уже не работал, деньги ему давала мать, но она отказала в этом. узнав подробности отношений сына с молодым человеком. Между Полем и Артуром начались выяснения отношений, закончившиеся весьма драматично - Верлен прострелил Рембо руку. За это он сел на два года, полностью опустошенный, опозоренный, потерявший смысл жизни.
Рембо потом продолжал много ездить, писал стихи, а потом заболел и умер. Ему было 37 лет. Верлен всю оставшуюся жизнь не мог избавиться от любовной зависимости. Он опускался все ниже, но талант его не тускнел. Когда он умер в нищете, в пьяном угаре, его хоронила огромная толпа поклонников его поэзии.
Почитайте еще на моем канале:
Англичанка, придумавшая доктора Франкенштейна и созданного им монстра
Гай Цильний Меценат: почему имя этого человека стало нарицательным
На канале мужа:
Трагедия Ахилла: герой, носивший свою уязвимость на собственной пятке