Что такое лонгрид? Это формат подачи текстового контента в интернете. Дословный перевод с английского long read – «долгое чтение». Такое определение наталкивает на несколько смыслов. Долгое чтение должно быть интересным, чтобы читатель без отрыва «скользил» от заголовка статьи до последней фразы. Лонгрид – это не длинная простыня текста, а структурированный контент, который максимально полно раскрывает тему.
Существует ряд штампов относительно размера лонгрида. Копирайтеры утверждают, что контент должен быть не менее 10 тысяч символов или содержать примерно 1500 слов. Это ущербная логика. Писателю принципиальнее раскрыть тему и понятно, интересно донести информацию до аудитории, а не гнать объемы. Не стоит «заливать» текст, стараясь дотянуть до заветных стандартов. Важно: не путайте Лонг Рид и Лонг Врайт. Последнее – это чистое графоманство.
Когда и как появились лонгриды?
Считается что лонгрид (лонгформа) – это одна из вариаций жанра нон-фикшн, нехудожественной литературы или журналистики. Этот формат стали применять задолго до появления интернета. Журналисты США, начиная с 60-х годов прошлого столетия использовали нарративную лонгформу подачи информации в таких изданиях как «Harper», «The New Yorker» и других. Лонгриды представляли собой нечто среднее между классической статьей и небольшой новеллой.
Соответственно в текстах не гнушались использовать журналистские приемы совместно с драматургией. Статьи имели продуманный до мелочей сюжет, конфликт персонажей и кульминацию. Журналисты активно пользовались методиками сторителлинга, чтобы зацепить читателя и получить отклик/отзыв на статью.
По сути, сегодня лонгрид – это документальная проза в онлайн-формате. Главное преимущество такой подачи перед нарративной журналистикой и сторителлингом – мультимедийность контента. Авторы могут использовать инфографику, фото, видеоконтент и даже интерактивные элементы. Это помогает глубже раскрыть тему статьи.
Если сравнить long read с сегодняшними текстами, то сложится впечатления устаревания формата. Кто-то думает, что короткие статьи и мини-посты давно оттеснили лонгформы на задворки контента. Это не так. The New York Times и многие ведущие издания мира продолжает успешно размещать лонгриды на своих страницах. Также весьма популярно «глубокое чтение» в соцсетях, например Facebook. Читатели охотно изучают хорошо оформленные и полезные лонгриды на блогах и в интернет-изданиях.
Три причины популярности:
- Статья лонгрид заменяет книги. По сути, это выжимка (основные мысли) из нескольких полноценных монографий по определенной теме. Читая статью, пользователь экономит время на изучение объемных трудов. Отличие лонгрида от Википедии в том, что материал подается интересно и наглядно.
- Структурированность статьи позволяет разбить чтение на несколько этапов. Например, часть текста можно изучить утром, другую часть в такси, а другие вечером – после работы. Перемещаться по лонгриду удобно с помощью ссылок в содержании.
- Интересную статью, которая раскрывает тему, интересно читать независимо от её объема. Заголовки, подзаголовки, графика и видеоконтент в разы повышают вовлеченность читателей.
Виды лонгридов
Лонгриды отличаются стилем написания, тематикой и оформлением. Наиболее частые форматы в сети.
Лонгрид-портрет. Лонгформа подходит для презентации медиаперсон, звезд кино и шоу-бизнеса, коучей и других публичных людей. Этот тип статьи включает биографию человека и его историю успеха, личные моменты из жизни, отношение к какой-то ситуации, проблеме и другое. Зачастую лонгриды-презентации показывают путь к вершине, преодоление героем некоторых сложностей в профессиональной карьере или личной жизни. Например, известный дизайнер-модельер копил деньги на открытие своего салона, отказывал себе в развлечениях, стараясь купить оборудование. После стольких трудностей и падений, он все же достиг своей цели, появились богатые клиенты – звезды кино, шоу-бизнеса, телеведущие. Хорошо рассказанная история вдохновляет читателей и работает на развитие персонального бренда.
Лонгрид-репортаж. Любимая лонгформа журналистов, которую начали активно применять ещё в середине прошлого века в печатных изданиях. Статья представляет собой подробный обзор с графикой, фото и зачастую с видеоконтентом какого-либо события. Это может быть выставка картин современных художников, обзор путешествия корреспондента в какую-либо страну – описание обычаев, кулинарных пристрастий, достопримечательностей. Тем для репортажей огромное количество, как и лонгридов на их основе.
Лонгрид-реконструктор – один из популярных сегодня жанров документалистики. Можно написать интересную статью о прошлом событии, архитектурном проекте, известной или не очень личности минувшего времени. Авторам необходимо изучить архивы по выбранной теме, просмотреть хроники, найти фотографии. Статья-реконструктор только выиграет от разнообразия контента.
Мультимедийный лонгрид. Многие знают, что «простыню текста» невозможно дочитать до последней точки. Лучшие лонгриды – это всегда сочетание разных форм подачи информации. Текст, графика, фото, видео. Особенность мультимедийного формата в том, что все виды контента находятся в равных условиях. Если в обычной статье графика и фото только иллюстрируют основной текст, то здесь каждый элемент важен сам по себе.
Коммерческий лонгрид. Такие статьи часто попадаются в сети – это обзоры различных продуктов и услуг, сервисов. Можно написать скучный текст и сухо рассказать о характеристиках, а можно сделать эффектный и эффективный лонгрид. Насытить текст фото, графикой, видеоконтентом, добавить реальные отзывы. Задача коммерческого контента – заинтересовать читателя и подтолкнуть его к целевому действию.
Аналитический лонгрид. Такой контент объединяет данные экспертов, специалистов в конкретной отрасли. В статье проводится аналитика результатов, даются ссылки на исследования, размещаются графики и другое. Аналитические статьи довольно частое явление в маркетинге, бизнес-сферах, в нише недвижимости, экономике.
Зачем писать long read
Пока все «наяривают» контент для SEO-продвижения, продвинутые делают ставку на лонгриды и используют этот формат в коммерческих целях. Существует три причины задействовать лонгформу вместо коротких статей и постов:
- Вовлеченность пользователей на хорошем лонгриде в разы выше, по сравнению с обычными текстами. Эта метрика играет важную роль в ранжировании сайтов в ПС. Чем дольше посетители изучают материал и чаще кликают по ссылкам в статье, тем выше сайт в поисковой выдаче.
- Полезность для читателей. Проработанный «от» и «до» лонгрид даёт пользователю больше пользы, чем несколько коротких статей по теме.
- Коммерческая выгода. Блоки рекламы при долгом чтении воспринимаются более лояльно. Кроме того, лонгрид может преследовать вполне конкретную цель – довести читателя до покупки, заказа, консультации.
Создание лонгрида коммерческой направленности не походит на подготовку рекламных материалов или продающих статей. Разница в целях. Лонгформа ставит задачу максимально подробно донести информацию потенциальным клиентам, чтобы они сами сделали выбор. Решающее значение имеет качество и степень проработки контента.
Коммерческий long read – это долгосрочная инвестиция в развитие проекта. В отличие от небольших статей, которые со временем теряют актуальность, лонгриды долгое время приносят трафик и способствуют росту продаж.
Как написать лонгрид?
Создание текста – это всегда творчество. Однако при написании лонгрида можно и нужно придерживаться стандартного алгоритма, особенно на первых порах. Рассмотрим основные этапы работы:
- Изучаем ЦА. На первом этапе важно понять, для кого пишется текст. Кто ваш читатель? Что его интересует, тревожит? Словом, задавая цель лонгрида, нужно понимать и его целевую аудиторию. Например, коммерческий текст подойдет для потенциальных клиентов товара или услуги. А вот лонгрид-реконструкция – это отличный вариант для продвижения некоммерческого проекта в определенной среде;
- Оцениваем время чтения. Обычно время чтения лонгрида указывается вверху страницы – до заголовка. Это помогает читателям определить, хватит ли им свободного времени, чтобы дочитать статью до конца или лучше разбить изучение на 2-3 периода. Исходите из того, что человек может читать, не отвлекаясь 30-40 минут. После нужен перерыв. Значит, старайтесь использовать блоки контента по 20-30 минут или меньше;
- Пишем заголовок. Не используйте или делайте это максимально аккуратно продающие слова. Лонгрид – это больше история, чем текст-продажник. Главные качества хорошего заголовка: оригинальность, запоминаемость и четкая ориентация на тему статьи. Откажитесь от штампов и трюизмов;
- Создаем структуру, план. Последовательность подачи материала очень важна как для самого писателя, так и для читателей. Структура не даст потерять нить повествования и поможет целенаправленно собирать информацию: фото, описания, аудио, графики, видеоконтент и прочее. Если лонгрид создается командой копирайтеров и маркетологов, то четкий план помогает распределить задачи;
- Пишем призыв к целевому действию. Обычно СТА используют в коммерческих текстах, когда нужно побудить читателя к активности. Это необязательный элемент, но полезный. Если лонгрид выполнен на 100%, то у читателя возникает естественное желание поделиться материалом или как-то его отметить. Часто публикуется просьба поставить лайк или поделиться ссылкой на текст в соцсетях;
- Оформляем контент. Собрать из подготовленного материала полноценный лонгрид можно с помощью различных сервисов в сети. Например, самые популярные решения – Tilda, Medium.com, Вконтакте, ФБ.
Как создать лонгрид на Tilda
Создавать статьи для «глубокого погружения» проще всего в онлайн-конструкторе Tilda Publishing. Этот сервис позволяет без знания кода создавать потрясающие сайты с текстами, видео, графикой и другими мультимедийными элементами, подключать интерактивные инструменты. Алгоритм создания лонгрида достаточно прост:
- Вам необходимо подключиться к Тильде и изучить интерфейс. К слову он интуитивен: как работает Тильда
- Далее просто делаете страницу и наполняете её контентом. Посмотрите на сайте сервиса видеоуроки: делаем страницу и верстаем лонгрид.
- Продвигаем сайт-лонгрид с помощью рекламы.
Делаем лонгрид во Вконтакте
ВК уже давно добавил опцию «редактор статей», которая размещается под полем записи.
Нажав на неё, мы попадаем в редактор, где можем творить свой контент без ограничений.
Далее просто пишем текст и вставляем при необходимости мультимедийные элементы. Выбрать фото, видео, аудио или гифку можно, нажав на «плюсик».
Форматировать текст можно при его выделении. Набор опций стандартен – жирное выделение, курсив, перечеркнутый текст, вставить ссылку, подзаголовки H1… H6.
Создав лонгрид, публикуем его в ВК.
После публикации пост появится на стене вашего аккаунта или группы/сообщества в таком виде.
Полезные инструменты для работы
Чтобы создать эффектный лонгрид одного текстового редактора мало. Обычно маркетологи и копирайтеры пользуются несколькими онлайн-сервисами. Приведем самые популярные решения:
- Графику можно скачивать с бесплатных фотобанков, которые легко найти через поиск Гугла или Яндекса.
- Отслеживать эффективность продвижения лонгрида можно по бесплатным сервисам аналитики – Яндекс.Метрика и Гугл Аналитика.
Сколько стоит создание лонгрида?
Стоимость профессионального создания лонгрида варьируется в пределах 50-200 тысяч рублей. Конкретная цена зависит от множества факторов: цель и тип лонгрида, сложность темы, наличие ключевой информации, фотографий, графиков и прочее.
Как оценить эффективность?
Как и любой сайт, лонгрид оценивается по количеству трафика на него, вовлеченности читателей в проект. Коммерческий текст с наличием ссылок в теле статьи оценивается также по числу переходов по ссылкам, заказам, конверсиям. Для аналитики используются Яндекс.Метрика и/или Гугл Аналитика.
Резюме
Если вы решили самостоятельно написать лонгрид, настройтесь на долгую и кропотливую работу. Нередко объемные проекты разрабатываются месяцами. Например, когда информации не слишком много или за материалами для истории приходится много путешествовать – лонгрид-репортаж. В этой небольшой статье мы раскрыли самые основы лонгридов – виды, стандартный алгоритм создания, варианты создания в Тильде и ВК.
Напоследок несколько примеров лонгридов:
Коммерческий лонгрид + портрет
Ещё больше полезной информации вы найдете в нашем блоге - blog.calltouch.ru