Найти тему

Как написать хороший лонгрид

Оглавление

Что такое лонгрид? Это формат подачи текстового контента в интернете. Дословный перевод с английского long read – «долгое чтение». Такое определение наталкивает на несколько смыслов. Долгое чтение должно быть интересным, чтобы читатель без отрыва «скользил» от заголовка статьи до последней фразы. Лонгрид – это не длинная простыня текста, а структурированный контент, который максимально полно раскрывает тему.

-2

Существует ряд штампов относительно размера лонгрида. Копирайтеры утверждают, что контент должен быть не менее 10 тысяч символов или содержать примерно 1500 слов. Это ущербная логика. Писателю принципиальнее раскрыть тему и понятно, интересно донести информацию до аудитории, а не гнать объемы. Не стоит «заливать» текст, стараясь дотянуть до заветных стандартов. Важно: не путайте Лонг Рид и Лонг Врайт. Последнее – это чистое графоманство.

Когда и как появились лонгриды?

Считается что лонгрид (лонгформа) – это одна из вариаций жанра нон-фикшн, нехудожественной литературы или журналистики. Этот формат стали применять задолго до появления интернета. Журналисты США, начиная с 60-х годов прошлого столетия использовали нарративную лонгформу подачи информации в таких изданиях как «Harper», «The New Yorker» и других. Лонгриды представляли собой нечто среднее между классической статьей и небольшой новеллой.

Соответственно в текстах не гнушались использовать журналистские приемы совместно с драматургией. Статьи имели продуманный до мелочей сюжет, конфликт персонажей и кульминацию. Журналисты активно пользовались методиками сторителлинга, чтобы зацепить читателя и получить отклик/отзыв на статью.

-3

По сути, сегодня лонгрид – это документальная проза в онлайн-формате. Главное преимущество такой подачи перед нарративной журналистикой и сторителлингом – мультимедийность контента. Авторы могут использовать инфографику, фото, видеоконтент и даже интерактивные элементы. Это помогает глубже раскрыть тему статьи.

Если сравнить long read с сегодняшними текстами, то сложится впечатления устаревания формата. Кто-то думает, что короткие статьи и мини-посты давно оттеснили лонгформы на задворки контента. Это не так. The New York Times и многие ведущие издания мира продолжает успешно размещать лонгриды на своих страницах. Также весьма популярно «глубокое чтение» в соцсетях, например Facebook. Читатели охотно изучают хорошо оформленные и полезные лонгриды на блогах и в интернет-изданиях.

Три причины популярности:

  • Статья лонгрид заменяет книги. По сути, это выжимка (основные мысли) из нескольких полноценных монографий по определенной теме. Читая статью, пользователь экономит время на изучение объемных трудов. Отличие лонгрида от Википедии в том, что материал подается интересно и наглядно.
  • Структурированность статьи позволяет разбить чтение на несколько этапов. Например, часть текста можно изучить утром, другую часть в такси, а другие вечером – после работы. Перемещаться по лонгриду удобно с помощью ссылок в содержании.
  • Интересную статью, которая раскрывает тему, интересно читать независимо от её объема. Заголовки, подзаголовки, графика и видеоконтент в разы повышают вовлеченность читателей.

Виды лонгридов

-4

Лонгриды отличаются стилем написания, тематикой и оформлением. Наиболее частые форматы в сети.

Лонгрид-портрет. Лонгформа подходит для презентации медиаперсон, звезд кино и шоу-бизнеса, коучей и других публичных людей. Этот тип статьи включает биографию человека и его историю успеха, личные моменты из жизни, отношение к какой-то ситуации, проблеме и другое. Зачастую лонгриды-презентации показывают путь к вершине, преодоление героем некоторых сложностей в профессиональной карьере или личной жизни. Например, известный дизайнер-модельер копил деньги на открытие своего салона, отказывал себе в развлечениях, стараясь купить оборудование. После стольких трудностей и падений, он все же достиг своей цели, появились богатые клиенты – звезды кино, шоу-бизнеса, телеведущие. Хорошо рассказанная история вдохновляет читателей и работает на развитие персонального бренда.

Лонгрид-репортаж. Любимая лонгформа журналистов, которую начали активно применять ещё в середине прошлого века в печатных изданиях. Статья представляет собой подробный обзор с графикой, фото и зачастую с видеоконтентом какого-либо события. Это может быть выставка картин современных художников, обзор путешествия корреспондента в какую-либо страну – описание обычаев, кулинарных пристрастий, достопримечательностей. Тем для репортажей огромное количество, как и лонгридов на их основе.

Лонгрид-реконструктор – один из популярных сегодня жанров документалистики. Можно написать интересную статью о прошлом событии, архитектурном проекте, известной или не очень личности минувшего времени. Авторам необходимо изучить архивы по выбранной теме, просмотреть хроники, найти фотографии. Статья-реконструктор только выиграет от разнообразия контента.

Мультимедийный лонгрид. Многие знают, что «простыню текста» невозможно дочитать до последней точки. Лучшие лонгриды – это всегда сочетание разных форм подачи информации. Текст, графика, фото, видео. Особенность мультимедийного формата в том, что все виды контента находятся в равных условиях. Если в обычной статье графика и фото только иллюстрируют основной текст, то здесь каждый элемент важен сам по себе.

Коммерческий лонгрид. Такие статьи часто попадаются в сети – это обзоры различных продуктов и услуг, сервисов. Можно написать скучный текст и сухо рассказать о характеристиках, а можно сделать эффектный и эффективный лонгрид. Насытить текст фото, графикой, видеоконтентом, добавить реальные отзывы. Задача коммерческого контента – заинтересовать читателя и подтолкнуть его к целевому действию.

Аналитический лонгрид. Такой контент объединяет данные экспертов, специалистов в конкретной отрасли. В статье проводится аналитика результатов, даются ссылки на исследования, размещаются графики и другое. Аналитические статьи довольно частое явление в маркетинге, бизнес-сферах, в нише недвижимости, экономике.

Зачем писать long read

Пока все «наяривают» контент для SEO-продвижения, продвинутые делают ставку на лонгриды и используют этот формат в коммерческих целях. Существует три причины задействовать лонгформу вместо коротких статей и постов:

  • Вовлеченность пользователей на хорошем лонгриде в разы выше, по сравнению с обычными текстами. Эта метрика играет важную роль в ранжировании сайтов в ПС. Чем дольше посетители изучают материал и чаще кликают по ссылкам в статье, тем выше сайт в поисковой выдаче.
  • Полезность для читателей. Проработанный «от» и «до» лонгрид даёт пользователю больше пользы, чем несколько коротких статей по теме.
  • Коммерческая выгода. Блоки рекламы при долгом чтении воспринимаются более лояльно. Кроме того, лонгрид может преследовать вполне конкретную цель – довести читателя до покупки, заказа, консультации.

Создание лонгрида коммерческой направленности не походит на подготовку рекламных материалов или продающих статей. Разница в целях. Лонгформа ставит задачу максимально подробно донести информацию потенциальным клиентам, чтобы они сами сделали выбор. Решающее значение имеет качество и степень проработки контента.

Коммерческий long read – это долгосрочная инвестиция в развитие проекта. В отличие от небольших статей, которые со временем теряют актуальность, лонгриды долгое время приносят трафик и способствуют росту продаж.

Как написать лонгрид?

-5

Создание текста – это всегда творчество. Однако при написании лонгрида можно и нужно придерживаться стандартного алгоритма, особенно на первых порах. Рассмотрим основные этапы работы:

  • Изучаем ЦА. На первом этапе важно понять, для кого пишется текст. Кто ваш читатель? Что его интересует, тревожит? Словом, задавая цель лонгрида, нужно понимать и его целевую аудиторию. Например, коммерческий текст подойдет для потенциальных клиентов товара или услуги. А вот лонгрид-реконструкция – это отличный вариант для продвижения некоммерческого проекта в определенной среде;
  • Оцениваем время чтения. Обычно время чтения лонгрида указывается вверху страницы – до заголовка. Это помогает читателям определить, хватит ли им свободного времени, чтобы дочитать статью до конца или лучше разбить изучение на 2-3 периода. Исходите из того, что человек может читать, не отвлекаясь 30-40 минут. После нужен перерыв. Значит, старайтесь использовать блоки контента по 20-30 минут или меньше;
  • Пишем заголовок. Не используйте или делайте это максимально аккуратно продающие слова. Лонгрид – это больше история, чем текст-продажник. Главные качества хорошего заголовка: оригинальность, запоминаемость и четкая ориентация на тему статьи. Откажитесь от штампов и трюизмов;
  • Создаем структуру, план. Последовательность подачи материала очень важна как для самого писателя, так и для читателей. Структура не даст потерять нить повествования и поможет целенаправленно собирать информацию: фото, описания, аудио, графики, видеоконтент и прочее. Если лонгрид создается командой копирайтеров и маркетологов, то четкий план помогает распределить задачи;
  • Пишем призыв к целевому действию. Обычно СТА используют в коммерческих текстах, когда нужно побудить читателя к активности. Это необязательный элемент, но полезный. Если лонгрид выполнен на 100%, то у читателя возникает естественное желание поделиться материалом или как-то его отметить. Часто публикуется просьба поставить лайк или поделиться ссылкой на текст в соцсетях;
  • Оформляем контент. Собрать из подготовленного материала полноценный лонгрид можно с помощью различных сервисов в сети. Например, самые популярные решения – Tilda, Medium.com, Вконтакте, ФБ.

Как создать лонгрид на Tilda

-6

Создавать статьи для «глубокого погружения» проще всего в онлайн-конструкторе Tilda Publishing. Этот сервис позволяет без знания кода создавать потрясающие сайты с текстами, видео, графикой и другими мультимедийными элементами, подключать интерактивные инструменты. Алгоритм создания лонгрида достаточно прост:

Делаем лонгрид во Вконтакте

ВК уже давно добавил опцию «редактор статей», которая размещается под полем записи.

-7

Нажав на неё, мы попадаем в редактор, где можем творить свой контент без ограничений.

-8

Далее просто пишем текст и вставляем при необходимости мультимедийные элементы. Выбрать фото, видео, аудио или гифку можно, нажав на «плюсик».

-9

Форматировать текст можно при его выделении. Набор опций стандартен – жирное выделение, курсив, перечеркнутый текст, вставить ссылку, подзаголовки H1… H6.

-10

Создав лонгрид, публикуем его в ВК.

-11

После публикации пост появится на стене вашего аккаунта или группы/сообщества в таком виде.

Полезные инструменты для работы

Чтобы создать эффектный лонгрид одного текстового редактора мало. Обычно маркетологи и копирайтеры пользуются несколькими онлайн-сервисами. Приведем самые популярные решения:

  • Оформление. Это конечно конструктор Тильда – можно за несколько часов собрать из готового материала красочный лонгрид. Другой сервис – Readymag. В следующем сервисе можно создавать слайдовые лонгформы до 10 экранов бесплатно - Stampsy.
  • Графику можно скачивать с бесплатных фотобанков, которые легко найти через поиск Гугла или Яндекса.
  • Отслеживать эффективность продвижения лонгрида можно по бесплатным сервисам аналитики – Яндекс.Метрика и Гугл Аналитика.

Сколько стоит создание лонгрида?

Стоимость профессионального создания лонгрида варьируется в пределах 50-200 тысяч рублей. Конкретная цена зависит от множества факторов: цель и тип лонгрида, сложность темы, наличие ключевой информации, фотографий, графиков и прочее.

Как оценить эффективность?

Как и любой сайт, лонгрид оценивается по количеству трафика на него, вовлеченности читателей в проект. Коммерческий текст с наличием ссылок в теле статьи оценивается также по числу переходов по ссылкам, заказам, конверсиям. Для аналитики используются Яндекс.Метрика и/или Гугл Аналитика.

Резюме

Если вы решили самостоятельно написать лонгрид, настройтесь на долгую и кропотливую работу. Нередко объемные проекты разрабатываются месяцами. Например, когда информации не слишком много или за материалами для истории приходится много путешествовать – лонгрид-репортаж. В этой небольшой статье мы раскрыли самые основы лонгридов – виды, стандартный алгоритм создания, варианты создания в Тильде и ВК.

Напоследок несколько примеров лонгридов:

Земля отчуждения

Полуостров

Коммерческий лонгрид + портрет

La Gran Fuga

Xbox One. The Review

Ещё больше полезной информации вы найдете в нашем блоге - blog.calltouch.ru