Даже от самых лучших стратегических планов не будет пользы, если их пункты не выполняются должным образом. Стратегическое планирование может многим показаться рутинным и трудоемким процессом. Однако только такой подход к делу приведет вашу компанию к успеху.
По сути, стратегический план – это пошаговое руководство, создаваемое для любого бизнеса, для того чтобы обозначить цели, а также базовый алгоритм их достижения для всех работников.
Это как бы ситуативный «рецепт» успеха для бизнеса в определенной отрасли в определенное время.
Стратегический план необходим бизнесмену как воздух: для правильного управления компанией, для эффективного освоения рынка, для разработки новых продуктов и т.д.
Идея заключается в том, чтобы интегрировать все аспекты деятельности предприятия в живую взаимодополняющую систему — стратегию.
Итак, разработку стратегического плана лучше производить вместе с участниками вашей команды. Если они «приложат к этому руку», то получат дополнительную мотивацию для реализации обозначенных задач. Вряд ли вам удастся заменить подобный стимул финансовыми поощрениями.
Организуйте мозговые штурмы, в которых смогут отличиться начальники отделов и обычные сейлз-менеджеры, сотрудники финансового и кадрового отделов, производственники и подрядчики, рефералы и крупнейшие клиенты – все, кто имеет к вашему бизнесу отношение.
Соберите 8-10 активных работников для участия в разработке стратегии. В совокупности эти люди обладают всесторонней информацией, но рассматривают ситуацию под совершенно разными ракурсами, что исключительно полезно для разработки успешной стратегии.
Некоторые компании используют также помощь независимого координатора, который поможет каждому из участников штурма раскрыться и правильно донести важную информацию до своих «слушателей». Если же ваша команда самостоятельно справилась с этой ответственной задачей, можете просто представить полученный результат на проверку профильному консалтинговому агентству.
Тем, кто впервые столкнулся с необходимостью стратегического планирования, будет полезен следующий алгоритм.
Пять основных элементов стратегического плана
Описание, миссия, факторы успеха, способы достижения целей, график реализации
Процесс стратегического планирования исследует основные вопросы и цели бизнеса. Прежде чем раскрывать указанные выше пункты владельцы компаний и сотрудники должны ответить на следующие вопросы (и при этом достичь консенсуса):
• Как мы видим существующий бизнес?
• Что мы можем делать лучше всего?
• Что мы можем предоставить своим клиентам такого, что нашим конкурентам не под силу?
• Как мы хотим выглядеть на рынке?
• Чем мы хотим прославиться?
• До каких размеров мы хотим дорасти?
• Какие объемы реализации мы хотим иметь?
• Какие личные потребности мы хотим удовлетворить?
• Какова система ценностей в нашей команде, ее внутренняя философия?
• Какую роль мы хотим играть для своих клиентов, поставщиков, дистрибьюторов?
• Где мы хотим быть через пять лет?
Только после ответов на эти вопросы переходим к построению пяти элементов стратегического плана.
Описание: дайте краткое описания направления своей деятельности и желаемый уровень развития.
Миссия: опишите потенциал своей компании, его возможности, основанные на потребностях клиента, которые были определены в результате исследования рынка, ставьте стратегические цели и определяйте задачи.
Например, если речь идет о максимально оперативном реагировании на отклики покупателей, то миссия может звучать так: «Добиться немедленного реагирования на оценку новых продуктов или услуг». Задачи же диктуемые этой миссией выглядят следующим образом: активно работать с отзывами клиентов, внедрить систему ситуативного пересмотра ассортимента и т.д.
Критические факторы успеха
Такими факторами могут являться:
• Повышение доверия между сотрудниками
• Использование «качественных» человеческих ресурсов
• Сохранение надлежащего качества продукции
• Проведение постоянного исследования рынка, чтобы оставаться в курсе потребностей клиентов
• Создание внутренних и внешних коммуникационных стандартов
• Поддержание рентабельности бизнеса
• Непрерывное совершенствование сервиса компании
• Документация всех процессов для возможности последующего анализа и обучения сотрудников
• Готовность владельца компании вносить ситуативные корректировки
• Наличие финансового плана, который обеспечит компанию достаточным денежным потоком для развития
• Экстренный план реагирования на случай спада эффективности бизнеса
• Разработка административной политики для повышения мотивации сотрудников
Это примерный список факторов, которые могут являться для вашей компании критически важными. При стратегическом планировании необходимо выбрать только действительно критические показатели: те, которые создают наименьшее сопротивление на пути к обеспечению финансового потока.
Способы достижения целей: шаги к осуществлению или обозначение того, как работа будет сделана и кем.
Для каждой стратегии определите конкретные планы задач , необходимых для реализации. Стратегия может касаться создания новой системы обслуживания клиентов или более качественного взаимодействия с ними. Не менее важным стратегическим направлением является сбор идей о том, как сделать продукт более функциональным, а сервис более качественным.
Приоритетные графики реализации: приоритетность целей является решающим фактором успеха и разработанные стратегии должны исполняться в порядке их важности .
Необходимо разработать документы, в которых будут обозначены даты начала всех стратегических нововведений и предположительные сроки завершения.