Концептуальный образец появился в 1985 году. Новое поколение планировали представить двумя моделями - 4101 (лимузин с колёсной базой 3 760 миллиметров) и 4102 (укороченный седан с колёсной базой 3 300 миллиметров). В 1988 году на заводе изготовили 2 опытных ЗИЛа, получивших заводской индекс 4102 и неформальные названия - «Мишка» и «Райка» (соответственно имена Горбачёва и его супруги).
В 1988 году «4102» появился в живую. Принципиальным отличием нового автомобиля от предшественников был несущий кузов. Ввиду отсутствие рамы спровоцировало появление паразитных вибраций. Из-за отсутствия опыта создатели машины долго боролись с этим неприятным явлением и в конце концов победили его, доведя уровень колебаний кузова до «комфортных» собственных частот 25–28 Гц. Все кузовные детали изготавливались вручную. Затем тщательно подгонялись друг к другу, формируя кузов как единое целое.
Широкое использование стеклопластика, из которого были сделаны панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы - это позволило существенно снизить вес автомобиля. Он был легче предшественника на полтонны, что положительно повлияло на ходовые характеристики.
Несмотря на снижение веса, автомобиль по-прежнему оставался довольно прожорливым. На скорости 90 км/ч он расходовал 18 литров бензина, а при 120 км/ч — больше 21 л. Питание двигателю обеспечивали два электрических бензонасоса и 4-камерный карбюратор. Система зажигания при этом была транзисторного типа. А в системе смазки использовалась пара масляных радиаторов. На автомобиле использовалась автоматическая коробка передач. Несмотря на то, что ступеней в трансмиссии было всего три, благодаря потенциалу двигателя тяга к задним ведущим колесам передавалась плавно, без явно ощутимых толчков. Плавность хода обеспечивала независимая подвеска. Спереди - на продольных торсионах, сзади - пружинная.
Салон ЗИЛ-4102 был рассчитан на четырех человек.
Спереди находилось место водителя-охранника и просто охранника, а сзади находилась зона двух вип-персон. Элементы дополнительного комфорта представляли собой полный электропакет, тюнер с цифровой настройкой частот, проигрыватель компакт-дисков и акустику, состоящую из десяти динамиков. Помимо этого, автомобиль имел бортовой диагностический компьютер с речевым синтезатором и информационным дисплеем. Для удобства и безопасности пассажиров стекла всех окон были атермальными, трехслойными.
ЗИЛовцы думали, что выпуск «скромного» правительственного автомобиля впишется в тенденцию горбачевской борьбы с номенклатурной роскошью. Но Горбачев не одобрил проект. Возможно, ему банально не понравился натурный образец, а возможно из-за дошедших до него названий 2 образцов. А может быть, президента смутило слишком затратное внедрение в производство. Так или иначе, на реализацию проекта не нашлось средств, и работы по ЗИЛ-4102 были постепенно свернуты.