В свое время Дмитрий Медведев (уж не помню, будучи премьером или наслаждаясь своим единственным президентским сроком,) высказал идею, что нам вообще не нужны педагогические вузы. Дескать, в университетах есть физматы и филфаки, геофаки и химфаки, вот и пусть их выпускники идут детей в школах учить. А пединституты можно будет "оптимизировать", иными словами, просто закрыть.
Уже тогда было понятно, что бесполезно объяснять, в чем разница между подготовкой специалистов в университетах и педвузах. Что серьезные программы по возрастной психологии и педагогике, обязательная летняя вожатская практика, педпрактика в школах просто жизненно необходимы будущему учителю. В противном случае он будет совершенно одинаково общаться со старшеклассниками и первоклашками. Будет совершенно одинаково строить уроки в начальной и старшей школе.
Слава Богу, педагогические институты сохранились и продолжают ковать кадры. Более того, продолжают работать кадры, "накованные" еще при СССР. А уж тогда, казалось бы, у нас была своя прекрасная педагогическая школа и чуть ли не лучшее в мире образование. Так что же нынче с учителями происходит?
Когда одному выдающемуся музыканту-исполнителю напуганный импресарио сообщил, что на концерт не продано ни одного билета, тот невозмутимо ответил: "Что ж, в пустом зале акустика лучше". У меня создается впечатление, что сегодняшним учителям тоже хотелось бы приходить в пустые классы. При сохранении зарплаты, понятно.
Пример из только что начавшегося учебного года. Мальчик сходил несколько дней в первый класс и заболел. Ну, с кем не бывает? Уже на второй день маме стала звонить учительница с настойчивым вопросом, когда ребенок придет в школу. Вот вы, господа, всегда знаете, когда у вас насморк с кашлем закончатся? Но учителю требовались конкретные сроки. Объяснения мамы, что они дома делают все то, что проходят в классе, педагога не удовлетворили.
Мальчик проболел двенадцать дней. Когда он вернулся к учебе, у его мамы снова раздался звонок: "Если вы собираетесь и дальше так болеть, то лучше сразу переходите на домашнее обучение!" И это было сказано 18-го сентября! А еще дополнительным "аргументом" для домашнего обучения было то, что он заплакал, потеряв какую-то вещицу. Похоже, с точки зрения этой учительницы дети-первоклашки не должны ни болеть, ни плакать.
Ей, конечно, можно было бы напомнить, что, по мнению педиатров, для детей болеть 6-8 раз в год совершенно нормально. А по мнению психологов мальчикам нельзя запрещать плакать. Но ведь не об этом речь! Своей мгновенной рекомендацией, да еще в форме шантажа, уйти на домашнее обучение она, фактически, нарушила права ребенка. Её ли это дело?! Да она вообще этого мальчика только неделю видела. Но успела, видимо, решить, что своими пропусками по болезни он будет портить ей статистику. Кстати, малыш читает, считает и пишет. Это история из далекого сибирского города.
А вот история из Москвы. Маме девочки-первоклашки посреди рабочего дня звонит учительница и требует немедленно приехать в школу: "Скорее, у нас тут между вашей дочерью и ее подружкой смертоубийство происходит!" Мама поехать не смогла, поехал папа. Мужик, слава Богу, с чувством юмора оказался. Сразу на входе у охранника спросил: "Ну, где тут у вас кровь и трупы?" Не получив ответа от обалдевшего охранника, он с тем же вопросом поднялся... нет, не к учительнице, а к директору. А уж учительница была "доставлена".
И вот тут выяснилось, что перед папами она полностью пасует! Это над мамочками она обожает изгаляться, да еще изощренно, перечисляя родительнице все недостатки ее ребенка непременно в присутствии всех остальных мам. Это к вопросу о педагогической этике. А суровому мужику она и двух слов сказать не посмела. Когда же он поинтересовался у подружек, в чем заключалось "смертоубийство", те только недоуменно пожали плечами: "Да мы просто толкались на переменке..."
К концу первой четверти эта учительница на собрании родителям сообщила: "Вы уже поняли, какая я, и знайте, меняться я не собираюсь!" А почему бы, собственно, и нет? На то ты и педагог, чтобы уметь находить подход не только к каждому новому классу, но и к каждому ребенку. Вместо того, чтобы сообщать очередной маме: "У меня из-за вашего ребенка сахар в крови поднялся!" Ты такая больная? Уходи из школы. Но ведь она считает себя Леди Совершенство и убеждена, что как педагог непогрешима. И она будет продолжать трепать нервы и родителям, и детям.
Мне непонятно одно: этой истеричной даме за пятьдесят, значит, училась она в советские времена и получила добротное образование. Всю жизнь в школе. Это что, профессиональное выгорание? Тогда прямиком к психологу, если не хочешь менять род деятельности. Но для этого родители должны перестать лебезить и бояться, а взять и обратиться к директору. Но, похоже, в нас самих до сих пор сидит страх перед учителями.
Почему-то мне с трудом верится, что такая учительница, увеличь ей зарплату вдвое, станет иначе относиться к детям. Как и ее молодые коллеги, которые говорят родителям своих учеников: "Заниматься с детьми вы должны дома сами, а мы даем только вектор".