Найти тему

«Музыка Небесных Сфер» — Интервью с Андреем Климковским

Перед электронным концертом МУЗЫКА НЕБЕСНЫХ СФЕР, который состоится 21-го сентября 2019 года в нашем пространстве, мы попросили Андрея Климковского немного рассказать о своем предыдущем опыте выступлений, о том, почему концерт называется именно так, и первый ли это его приезд в Петербург.

Приятного чтения!

Надежда Вологжанина: — Почему Музыка Небесных Сфер?

Андрей Климковский: — Это явление в европейской культуре достаточно древнее. Еще античные греки, со свойственным им перфекционизмом пытались поставить в соответствие движения небесных тел и колебания струны кифары. К математике этих явлений они хотели приобщить и эстетику - это должно было еще и красиво звучать. Но даже на уровне расшифровки соотношения частот благозвучных музыкальных интервалов они тогда потерпели неудачу - не удалось создать просто музыкальную теорию, не говоря уже о небесной.

Но чем более астрономия превращалась в практическую науку, тем меньше в ней оставалось места для иллюзий и несбыточных фантазий лириков. В эпоху спектральных исследований звезд и измерений параллаксов уже никто не рисовал на звёздных картах причудливые фигуры из античных мифов, а понимание того, что между светилами на миллиарды километров простирается глубокий вакуум, в котором звук распространяться не может, положило конец и соответствующим музыкальным изысканиям - если они и оставались, то - отдельно от академической науки.

Когда на одной из встреч с давними друзьями, с которыми я много лет назад изучал астрономию в Московском Планетарии, прозвучало предложение записать, под которую любители могли бы с удовольствие созерцать небо в свои телескопы, я с радостью взялся за дело.

Я сразу оставил в стороне математику, небесную механику и прочие научные ориентиры в соотношении музыкальных частот и тональностей. Я занялся исследованием того, какие музыкальные созвучия в моем восприятии соответствуют тем или иным визуальным астрономическим сюжетам. И тут оказались очень важными не столько сами ноты, сколько их тембры — краски, которыми их раскрашивают современные синтезаторы. Каждой воображаемой картинке мне приходилось подбирать свой особый звук, его нежность и таинственность, мерцающую трепетность и холодную недосягаемость. И эта работа приносила огромное удовольствие — мне нравился и подход, и то, что в итоге выходит. А итогом пары месяцев этих экспериментов стал первый альбом музыкального цикла «Музыка Небесных Сфер».

В следующие несколько лет я записал еще пять частей цикла — теперь в нем шесть полноценный альбомов часовой продолжительности каждый, а большинство моих концертов имеет название «Музыка Небесных Сфер», хотя в их программе чаще всего звучит разная музыка.

-2

Надежда Вологжанина: — Самые успешные концерты: где, в каких залах?

Андрей Климковский: — Успешность концерта для меня прежде всего связывается с его музыкальным наполнением, с особенностями исполнения композиций и слушательской реакцией. И запоминаю я прежде всего это. Но, конечно, за 20 лет концертной деятельности я успел выступить в очень многих залах — какие-то из них были большими — 1000 и более мест, а какие-то совсем маленькими — помню, что очень понравилось выступать в библиотеках для детской аудитории, и у меня нашлась музыка для самых маленьких моих слушателей.

Но если говорить о масштабности и уникальности всего шоу, то тут вне конкуренции три моих концерта в Московском Планетарии в 2012-м и 2013 годах. Это были действительно очень успешные концерты — по всем критериям: ни одного свободного места в зале и множество раздосадованных потенциальных зрителей, кому не хватило билетов (вот эти ситуации меня несколько расстраивают на самом деле), самые дорогие билеты, качественный мощный звук и совершенно фантастические головокружительные световые эффекты на огромном куполе. И музыкальная часть была в полном соответствии с этим — я и мои музыканты были воодушевлены грандиозностью происходящего и исполнение было из ряда вон. Один из таких концертов мы издали на CD и DVD. Но я честно скажу, я тогда сильно устал, даже — перенапрягся в процессе подготовки шоу. И с тех пор с большей охотой соглашаюсь на небольшие концерты, где есть более теплый контакт со слушателями и возможность импровизировать.

-3

Надежда Вологжанина: — Как прошел Ваш прошлый концерт в Питере?

Андрей Климковский: — Мой пока единственный концерт в планетарии Санкт-Петербурга прошел еще в 2010-м году. Вот он как раз не был отягощен чередой трудных репетиций. Меня в нем встретили очень тепло, не было никаких формальных сложностей. Я сыграл то, что захотелось. И это с легкостью удалось согласовать с космическими образами в световом сопровождении.

Концерты в Планетария имеют для меня довольно трудную особенность — играть зачастую приходится в темноте, а в Питерском Планетарии темнота была особенно глубокая. И нельзя пользоваться никакими осветительными приборами, ведь это мешает людям смотреть на звёзды. Разумеется, это в какой-то степени сказывается на качестве исполнения музыки, ведь тут необходимо не только “угадывать правильные ноты” , но и находить в темноте нужные ручки и кнопки на панели управления синтезаторами. Но мы записали звук того концерта и опубликовали на сайте, и эта запись лихо разлетелась по торрентам. И даже я её периодически переслушиваю и вместе с этим оживают самые теплые воспоминания об этом концерте.

Надежда Вологжанина: — Почему рискнули выбрать в этот раз маленькое творческое пространство, а не планетарий?

Андрей Климковский: — Как я уже говорил, мне комфортнее выступать в небольших залах, где видно лицо каждого гостя, пришедшего на мой концерт, где можно общаться без микрофона и чувствовать себя в кругу друзей, а не на пьедестале перед толпой. К тому же, наверное я соскучился по Питеру и поэтому сразу согласился. К тому же мне нравится узнавать и пробовать что-то новое, а в Сигме я еще не выступал.

О предстоящем концерте

Вела беседу Надежда Вологжанина, Свободное пространство СИГМА
19 сентября 2019