В 1949 году, спустя пять лет после того, как женщины Франции получили право голосовать на выборах, в то время как всё ещё существовует «унизительный мир женских профессий», уныло соперничая с почётным и бездеятельным замужеством, французский философ Симона де Бовуар издаёт масштабный, тщательно проработанный труд «Второй пол». Святой Престол включает книгу, критикующую положение женщины в обществе, в «Индекс запрещённых книг». Жан-Поль Сартр считает, что его спутница успешно развенчает миф о женщине как «придатке мужчины». Попытки первых оказались тщетны: «Второй пол» и по сей день считается одной из самых знаменитых работ в идеологии феминизма. Второй же оказался прав: спустя 70 лет женщины обретают силу и независимость, которые и предлагала им автор, и больше не верят в миф о «вечной женственности».
Что делает с нами госпожа де Бовуар, проводя по дороге становления женщины? Вместе с ней идём мы по длинному коридору и по обеим его сторонам видим множество дверей: «Психоанализ», «Исторический материализм», «Биологические предпосылки», «Факты», «Воспоминания», «Случаи», «Мнения», «Мифы»… Хаос, царящий в каждой из комнат, Симона (не зря одна из очень немногих женщин удостоенная степени агреже по философии) рассудительно упорядочивает, систематизирует, раскладывает перед нами, преподносит всё представленное с посредством философских категорий и тем самым добивается полноты смысла, завершённости идей.
И именно благодаря полноте и широте охвата данных «Второй пол» – ценнейший материал: Симона рассказывает о женщине через плоскости всех сфер человеческой жизни, общества, его истории и развития, политики и права; и через подробное описание жизни вообще мы познаём жизнь отдельного человека. А женщина – именно не больше и не меньше, чем просто человек, и все люди, независимо от пола, первым смыслом своего существования полагают активное, созидающее действие и свободный выбор. Я поглощаю глазами строчку за строчкой, и я хочу крикнуть: «Запомните! Не воспроизводство главная цель человека, нет! Прежде всего человек стремится утвердить себя, он создан не для стагнации, он создан для преодоления!»
Я читаю первый том и каждую минуту повторяю себе: «Она потрясающая». Холодно, без предрассудков и стереотипов она разбивает сомнительные мифы, искусно слепленные мужчинами из лицемерия. Я читаю второй том и с удовольствием вижу, что она не просто выразила большое женское «фи». Методично, как настоящий бесстрастный исследователь, действующий от имени только лишь правды, она собрала факты, письма, дневники, воспоминания, своды правил, высказывания мужей-законотворцев прошедшего и своего времени, чтобы не рассказать – показать – удел женщины и её возможности, упускаемые и возникающие, тающие, как тени, проносящиеся мимо, как призраки, далёкие, но желанные, необходимые, требующие борьбы, зовущие за собой.
Я читаю, я слышу голос Симоны, как слышала сильный, властный голос Дагни из «Атланта» Айн Рэнд. Этот голос строг и красив. Если бы она жила сейчас, я бы нашла её аккаунт в любой соцсети и написала: «Моя девочка, ты великолепна».