Найти тему
Правила творчества

Осеннее настроение: что почитать без сплина и меланхолии

Оглавление

Почему «осенние» книги должны навевать сплин или вытаскивать из депрессии? Список реально увлекательных книг в осенних пейзажах и с осенними мотивами в сюжете.

Не время для драконов, Сергей Лукьяненко и Ник Перумов

«Попаданческое» стим-фэнтези с магией стихий, становлением героя и русской душой. Причем тут осень, спросите вы? Так дело происходит в разгар золотой осени в магическом мире – это не акцентируется, но вкусно подается. Осенний бал у главы клана Кошек, купание в ледяном лесном озере, путешествие на классическом паровозе под защитой гномов. Осень сквозит в пейзажах, настроении, цветах. С такой книжкой хочется найти себя в пригородной электричке под последними теплыми лучами, прогревающими вагон, с неторопливо сменяющими друг друга городках и полустаночках за окном – уединении на пару часиков.

"Нет, люди стали людьми не тогда, когда придумали керосиновые лампы и электричество. Вначале они придумали темноту - такую непроглядную, что природе и не снилась."
"Нет, люди стали людьми не тогда, когда придумали керосиновые лампы и электричество. Вначале они придумали темноту - такую непроглядную, что природе и не снилась."

Море имён, Ольга Онойко

Необычная российская фантазия о буднях программистов – тоже, впрочем, фантастических, нечто между дайверов из Диптауна того же Лукьяненко и героями Матрицы. Тут и город Листва, и героиня Осень, и Нефритовая электричка (опять эти поезда!), идущая сквозь миры. Технофэнтези, сказки, лингвистика, «админские» байки – всё сплелось и читается на одном дыхании. Осень тут не пейзаж за окном, а настроение – неторопливая, таинственная, многослойная, текущая обратно к лету и тому самому Морю Имён.

"Люди не замечают того, что не имеет имени, даже когда смотрят впрямую на него."
"Люди не замечают того, что не имеет имени, даже когда смотрят впрямую на него."

Жизнь взаймы, Эрих Мария Ремарк

Действие этого великолепного немецкого романа, пропитанного светской жизнью послевоенной Европы и острым неумением жить и ценить жизнь, происходит в течение года, и на осени внимание читателя не заостряется. Но дух постепенного угасания, присущий природе в это время года, проходит через повествование. Сюжет можно сравнить и с первыми заморозками, и с пышной золотой осенью, и бабьем летом, и с тоскливыми дождливыми днями. И заканчивается смиренно и вполне счастливо, как первый снег однажды утром.

"Сострадание – плохой спутник, но еще хуже, когда оно становится целью путешествия."
"Сострадание – плохой спутник, но еще хуже, когда оно становится целью путешествия."

Дорога, Кормак Маккарти

Эта осень не романтизированная пора «очей очарованье», а голый мертвый лес, холод и бесконечная дорога к морю – темному и равнодушному. Иногда идет снег, но понимаешь, что это не очищающая зимняя белизна, а осенние заморозки, которые превратятся в грязь и еще больше усложнят путь. Страх, безнадежность, тоска, усталость – настроение романа, который иногда до того отвращает, что некоторые сцены хочется «расчитать», но который плотно затягивает и держит в нервном напряжении: а есть ли там что-то хорошее в конце?

"Люди всегда готовятся к будущему. Я же об этом никогда не заботился. Будущее их не ждет. Оно даже не подозревает об их существовании."
"Люди всегда готовятся к будущему. Я же об этом никогда не заботился. Будущее их не ждет. Оно даже не подозревает об их существовании."

Хоббит, Джон Р.Р. Толкиен

Тоже книга-путешествие, но совсем иная, как всем известно. Путешествие из летнего уютного Шира к Одинокой горе, которое должно закончиться осенью – в День Дурина. Классика фэнтези, классика детской литературы вообще. Всё как мы любим: дорога, лес, волшебник, гномы, горы, дракон над златом, маленький хоббит с большим сердцем и то самое Кольцо. С такой книжкой приятно проводить дождливые вечера или коротать время в метро, не стесняясь якобы детского сюжета (конечно, он всё глубже, чем кажется), и интерес подогревает то, что отличия от кино-трилогии обязательно есть.

"Когда бы все мы ценили не только золото, а еду, веселье и песни, этот мир был бы гораздо приятнее."
"Когда бы все мы ценили не только золото, а еду, веселье и песни, этот мир был бы гораздо приятнее."