Стоит заговорить об истории Японии и самураях, обязательно кто-нибудь да припомнит понятия сэппуку и харакири. Эти понятия неразрывно связаны с самурайской честью. Все леденящие душу истории об этой традиции единогласно утверждают одно: свою вину самурай мог смыть лишь одним способом - собственной кровью. Но так ли это на самом деле?
Однажды живший в Киото антиквар предложил Музею префектуры Тоттори приобрести у него письмо, подписанное самим Одноглазым Драконом - даймё Датэ Масамунэ, мудрым политиком и блестящим военным XVII века. В принципе ничего удивительного в этом не было - письмо и письмо, эпистолярный жанр среди японских даймё тех времён был широко распространён, в музеях Японии таких писем скопилось больше чем достаточно. Но всё оказалось не так просто.
Выяснилось, что это - письмо с оправданиями и извинениями, которые Масамунэ направил своему господину Тоётоми Хидэёси. Ситуация по тем временам неслыханная! Тем не менее, Масамунэ удалось оправдаться.
Дело было вскоре после того, как Тоётоми Хидэёси захватил вотчину клана Го-Ходзё - замок Одавара, после чего понял, что нуждается в поддержке всех своих вассалов, о чём и уведомил их, назначив встречу.
Но Масамунэ всегда отличался осторожностью: он не стал торопиться сломя голову, а решил выждать. Такое поведение, естественно, вызвало недоумение Хидэёси, который даже помыслить не мог о неподчинении и неповиновении своего вассала.
Поразмыслив, Хидэёси написал Масамунэ ещё одно письмо. К тому моменту осторожному Масамунэ стало ясно, что его патрону удаётся удерживать свои позиции, а следовательно, нужно успеть присоединиться к победившей стороне и продолжить раздел пирога под названием "Япония". Но как быть, если господин вот-вот додумается до истинных причин задержки вассала и, как было принято в те незатейливые времена, предложит ему совершить ритуальное самоубийство? Выход один - извиняться!
Извинения Масамунэ выглядели следующим образом:
"Мы в дороге уже целые сутки, но задерживаемся, потому что обозы отстают, а люди и лошади истощены. Но мы рассчитываем идти всю ночь и к утру будем на месте".
Отправленное с гонцом письмо не намного опередило самого Масамунэ, который наконец явился к Хидэёси, облачившись в белые одежды как готовый понести заслуженное наказание. Надо отдать должное Хидэёси - он был достаточно умён и дальновиден, чтобы сообразить, что живой союзник с армией ему нужнее, чем мёртвый. Масамунэ был прощён.
Вся эта в общем-то простая история свидетельствует о том, что трезвый расчёт и дальновидность - более приличествующие политикам и полководцам черты, нежели абстрактное следование правилам и канонам.
__________________________________________________________________________________________
Больше в рубрике "Японские самураи":
______________________________________________________________________________
Данный текст имеет подтверждённую уникальность
"Айкидо на Спортивной" очень ценит ваши лайки!
Подписывайтесь на наш канал!