Жанр: школьная жизнь, романтика, социальная проблематика
Выходил: 24 июня 2016 в интернет-приложении Comico, на ТВ: июль – сентябрь 2016; март 2018 (ОВА вышла сразу целиком)
Английское название: «ReLife»
Русское название: «Повторная жизнь»
13 серий, 4 серии ОВА
Оценка: 8,9 из 10
Школьные годы чудесны, но что же делать с хиккомори?
Действительно, что делать с хиккомори и NEET-ами?(*) Проблема для Нихонии, да и в общем-то многих развитых стран. И совершенно понятно, что нормально социализированные личности такими не становятся. То есть где-то в их жизни произошло событие (или ряд их), которые нарушили развитие или вообще сломали человека. Но ведь зная причину – не всегда знаешь, как её побороть. Вот, некая контора предлагает интересный вариант: согласившийся на «эксперимент» (впрочем, всё достаточно честно и участника вполне чётко предупреждают, в чём эксперимент состоит, так что кавычки здесь довольно условны) гражданин принимает таблетку, которая визуально превращает его в юношу (девушку) семнадцати лет. Затем его отправляют в некую школу, где ему предлагается проучиться годик и ре-социализироваться. Заодно понять – чего он на самом деле от жизни хочет, ведь часто NEET становятся именно те, кто «с первого раза» не смог найти интересную себе работу, а лёгкости отношения к жизни, чтобы радикально менять карьеру не имеет. Вот, про один эксперимент мы и посмотрим.
Сериал нашумел и когда выходил, а тут и ОВА вышла недавно (и, заметим – уже переведена, и переведена неплохо – тоже указывает на популярность сериала). Что ещё удивительнее – довольно ругачая зверюшка Енот-сан внезапно не стал ехидничать по поводу всего, что только можно, а сказал, что весьма неплохо. Ну, конечно, поехидничать он не упустил случая, но всё же в целом одобрил, что бывает довольно редко – и очень показательно. Так что я тоже собралась с ленью и посмотрела. С огромным удовольствием.
Чисто технически – сериал нарисован очень симпатично, но умеренно просто. Я бы сказала, что чисто по стилю напоминает «Gekkan shoujo Nozaki-kun», хотя девочки здесь всё же не с сёдзе-глазками, а вполне обычными. Что меня вполне радует. Умеренно много превращений в чибиков, но это как-то не очень раздражает, а чиби-Чизу вообще очень забавна и симпатична.
С музыкой вот вышел некий странный выверт. Во-первых, её много. Помимо опенинга и эндинга – очень много, к моей бурной радости ещё и закадровой музыки. Более того, эндинг у каждого эпизода основного сериала – свой. И, к дополнительному моему удовольствию, один из них в исполнении «The Brilliant Green», которых я запомнила (и здесь опознала сразу, не подглядывая в титры) по шикарнейшей песне “Ash Like Snow” из в общем-то не понравившегося мне “Gundam 00”. Ну, сериал не очень понравился, а песня – очень, бывает ведь такое?
Но с другой стороны, к моему личному сожалению – буквально вся музыка от «не совсем» до «совсем не» в моём вкусе. Положим, относительно джазовые и классические фоновые мелодии – ещё как-то я воспринимаю, но собственно песни мне в большинстве случаев не кажутся чем-то хоть сколько-нибудь интересным. Понятное дело, это откровенная вкусовщина, но поскольку мои оценки всегда откровенно субъективны – балл я за это сняла.
За что же я сняла второй балл? Давайте поругаемся. Второй балл я сняла за двух персонажей, один из которых меня откровенно раздражал чуть ли не с первых минут на экране, а второй – довёл меня где-то уже ближе к финалу сериала. Как ни странно, при всём моём великоженском шовинизме – это девушки. Меня дико бесила прилипчивость, неуместность и безумная шумность «этой очкастой с косичками» Онои Ан и какая-то запредельная упёртость и взрывчатость Кайру Рены. Замечу, что на самом деле – Рену я во многом понимаю, почему она так себя ведёт, что чувствует… но как-то по мне всё-таки она это чересчур и раздражает. Да и Ан как раз в финале начала говорить очень правильные вещи, так что за них я таки сняла один балл, а не по баллу за каждую. И не сняла в ОВА, потому что их там практически нет.
И, пожалуй, на этом мои претензии заканчиваются. Да, есть несколько претензий к другим сюжетным моментам. Я видела три таковых: Во-первых, иногда люди ругаются, что ОВА несколько затянута. Не знаю, кому как. Мне было в самый раз. Во-вторых, к примеру, тот же Енот-сан ехидничал – почему, мол, никого не наказали в результате, когда в финале ОВА «таблетка не подействовала». Тут я как раз совершенно довольна и расскажу про таблетку когда буду рассказывать про хорошие стороны этого сериала. И третье нарекание уже моё собственное: честно говоря, я сама как-то не могу отрефлексировать, представить себе – что же такое коллеги творили с сенпаем нашего главгероя на работе, которую он бросил, что она… сделала то, что сделала. Как-то мне кажется, что это какая-то преувеличенная реакция. Но тут я в сущности не могу ставить это в минус сериалу: да, я сама не могу себе представить, что такого должно происходить в отделе продаж, чтобы успешный его сотрудник совершил такое. Но это я не могу. С другой стороны – поскольку я вообще как раз признаю, что на такой поступок человек в каких-то ситуациях вполне может решиться (да я сама один раз решилась, чего уж там… правда по совершенно другому поводу), постольку я не могу заявлять, что это бред, и тем самым снимать балл. Я просто другая, очень не такая, как эта сенпай.
Ну-с, вот с этой печальной ноты можно перейти и к положительным моментам. В первую очередь – это именно к интересной и многообразной социальной и философской составляющей. Что совершенно естественно, поскольку стержнем сюжета как раз является борьба с известной социальной проблемой.
Откуда берутся NEET? Что с ними на самом деле случилось? Сама история нашего главного героя, Каизаки Араты – состоит из сочетания двух факторов: во-первых, что такое капитализм? Это, как известно, конкуренция. И как она происходит – зависит от людей, в ней участвующих. В их, так сказать, моральных качествах. Бывает, когда в компании (это не обязательно компания как отдел или фирма, если конкурируют фирмы, то это компания другого уровня: компания, условно говоря, директоров конкурирующих фирм) всё делается более-менее благородно и с уважением к окружающим. А бывает, что человек человеку змей и в борьбе все средства хороши. Естественно, в таких компаниях находиться очень тяжело, и наш Арата в результате хлопает заявлением по столу.
Во-вторых, а что происходит, когда «пиджак» хлопает заявлением по столу? Он ищет новую работу. Я работу меняла несколько раз. Но лишь два раза я уходила с одной на другую «напрямик». И лишь один раз я ушла потому, что меня «захэдхантили». Все остальные разы поиск работы занимал не недели, и не пару месяцев. То есть и второй раз, когда разрыва не было – на самом деле я к тому времени я собиралась уйти где-то года полтора, но пока не нашла новую работу – занималась старой. А если у тебя сомнения о том, чего ты от работы хочешь? А если ты уходишь, отягчённый весьма неприятными мыслями о работе и боишься вляпаться в такое же? А если ты до кучи ещё и в Нихонии, которая отнюдь не Европа. Это в Европе идея о смене работы раз в 3-5 лет уже давно считается как раз вполне здоровым поведением, а сидение в одной и той же конторе и должности считается не добродетелью корпоративной преданности, а грехом косности и нежелания добиваться чего-то нового-интересного? В Нихонии по-прежнему корпоративная преданность очень в чести. В общем, целый ворох проблем из этого вырастает.
Вот, соответственно, и наш Арата может быть и не против наняться на постоянную должность по профессии… Но кто ж его примет? Вот и получается из него NEET. И, естественно, это не универсальный способ сделать из обычного человека NEET–а. Но вот для такого – вполне возможно, что ре-социализация путём поучиться годик в старшей школе будет вполне разумным вариантом.
Философии тут тоже очень много. Причём самой разной, но в целом всё, конечно вертится около идеи, что в жизни нужно уметь наслаждаться тем, что имеешь. Не в смысле, что довольствоваться обладаемым, а что не принимать всё за норму, как будто так и надо. Ценить прекрасные моменты, которые с тобой происходят, понимать, что даже если завтра тоже будет красивый закат, то это будет уже другой закат. А сегодняшний, если ты его не увидел, не запомнил – ты его упустил навсегда. И, соответственно – нужно стремиться увидеть и сегодняшний. Видеть, понимать, ощущать, что сегодня закат будет, и что он уникален, что его надо.
И в общем-то в эту же тему ложится целый пласт переживаний и размышлений, подчас очень тяжёлых, о памяти. Причём – очень разносторонних, но опять же – с одним лейтмотивом: память это не только буковки или картинки, это результат твоих действий. Результат очень разный. Может быть материальный, может быть – эмоциональный. То, как ты изменил мир вокруг себя. Ты думаешь, что в конторе, где ты проработал всего три месяца, тебя все забыли или ржут над тобой? Нет, твой уход кое-кто помнят иначе, воспринимают как гордый и сильный шаг, вдохновляющий и заставляющий других расти над собой, тянуться вверх.
Или вот другой аспект: по условиям эксперимента, когда он закончится (ну, фантастика, конечно, но и таблетка – фантастика, пусть уж будет) – все воспоминания контактировавших с объектом эксперимента в его процессе будут стёрты. То есть не все, конечно. Сам объект забудется. Если ты подарила однокласснику какой-нибудь сувенир – он потом не сможет вспомнить, кто его подарил. Сотрут воспоминания конкретно об объекте. Так вот (за что я, собственно, Ан более-менее простила, именно она первой и чаще всех подняла этот вопрос): а насколько это вообще этично? Честно говоря, я сама не могу дать однозначный ответ. В целом – вроде бы да, опять же вопросы тайны личности. Тем более, что действительно же, результаты действий объекта никуда не пропадут. С другой стороны – кое-что стирать как-то даже подло. Любовь, например.
А есть и романтичные тоже где-то философские моменты. Как великолепная мысль (сыгравшая одну из ключевых ролей в сюжете) о фейерверке. Что он красив и радостен, но и одновременно немного печален, потому что конечен. И когда он заканчивается – становится немного грустно. Собственно – это можно сказать про всю нашу жизнь, но сравнение с фейерверком очень красивое и яркое, мне страшно понравилось.
Собственно говоря, тут как раз я и пришла к вопросу неработающей таблетки. И почему я её несрабатывание (точнее – плохое срабатывание) считаю несомненным плюсом сериала. Дело в том, что авторы довольно грамотно подошли к вопросу «что такое память» и чисто с научной точки зрения. Изначально это проявляется чисто в юмористическом аспекте: ведь Арата у нас даже университет закончил, а тут его в последний класс старшей школы засовывают. На первый взгляд, казалось бы, судьба ему стать крутейшим отличником. Ну, хорошо, кроме физкультуры: выглядит-то он на семнадцать лет, а физиология у него всё-таки уже двадцативосьмилетнего мужчины, мышцы-суставы-желудок-лёгкие-заживляемость и т.п. уже немного другие. Но нет. На первом уровне, так сказать, сложности механизма – мы помним то, чем пользуемся сами и постоянно. Даже люди с богатым ассоциативным мышлением вытаскивают какие-то древние знания-воспоминания из памяти именно потому, что в их жизни подобная ассоциативная связь выскакивает регулярно, иногда на столь короткий промежуток, что сознательно мы почти и не замечаем, когда эта ассоциация вспыхнула и погасла. Но она регулярно вспыхивает. Ну и что же в результате? А в результате Арата наш, Аллах знает сколько времени проработавший на туповатых, не требующих какой-либо серьёзной квалификации подработках (потому и получает их – работа тупая, квалификация не нужна, требования к работнику – внимание и всё) – вылетает в феерические двоечники. Он отвык думать про такие вещи. Отвык вспоминать и применять эти знания.
Это, кстати, совершенно справедливо. Я же часто пишу, что во многих сериалах воспринимаю себя как стоящую по ту сторону камеры и потому невидимую подружку героев. То есть думаю: а как бы я жила, что бы я делала, если бы действительно оказалась рядом с ними, соответственно, если у нас школа – примеряю на себя «шкуру» старшеклассницы. И понимаю, что отличницей, весьма вероятно, я бы не стала. Хотя у меня как раз память хорошая и работа интеллектуальная последние годы. Но и я – не помню очень многое из того, что вполне благополучно сдала в школьные годы. К примеру, я не помню даже ход рассуждений ни одного из доказательств теоремы Пифагора. Зато помню, что когда мы её проходили – классические «штаны» мне казались дурацкими, непонятными и не изящными, а вот какое-то другое доказательство я очень любила и если предлагалось именно доказать, любым способом – использовала именно его. Или вот из матана я помню только теорему Буняковского-Коши о сходимости ряда. Стихов из программы – не помню вообще. Историю – дюжину дат из всей мировой. Да, кое-что мне было бы легче вспомнить. А что-то – практически так же сложно (если не сложнее, мозг-то у меня тоже не восемнадцатилетний будет), как и когда училась «в первый раз». Потому что не используются в моей жизни эти знания.
Но это лишь первый уровень. Есть и второй. Дело в том, что есть теория: люди на самом деле не забывают ничего. То есть буквально всё, что мы видели-слышали-ощущали – на самом деле в мозгу остаётся. А способность забывать – это защитный механизм. Мозг – как и любая система в мире стремится к состоянию с минимумом энергии. Он (и это абсолютно эволюционно оправдано), извините, ленив. Именно поэтому мы забываем то, что не используется: зачем расходовать энергию на ненужные знания, каждый раз отфильтровывать из всего вспомненного то, что нужно сейчас? Воспоминание блокируется. И, конечно, блокируются и негативные воспоминания, по вполне понятным причинам. Всё это, конечно, происходит не быстро. То есть здесь деятельность конторы-экспериментатора собственно и сводится к тому, что они каким-то хитрым образом строят такие блоки на нужных (точнее – не нужных) воспоминаниях. И тут-то и вылезает главная красота: судя по всему, в человеческой памяти блок всегда имеет определённую силу. И для относительно нейтральных для человека вещей его хватает настолько, что подчас ну никак, никакими наводящими вопросами не вспоминаются какие-то данные, а записываются по новой, с другими связями. А что-то эмоционально-важное – вроде бы и забываешь напрочь со временем, но дёрнешь за две-три мощных ассоциации – и привет, блок просто смывает. Так служившим срочную время от времени снятся кошмары «снова в армию забрали» (это не я придумала, это Олег Дивов очень хорошо разбирал в послесловии к собственной книге «Оружие Возмездия»). И… так же происходит здесь. Блок смыло. Потому что любовь забыть невозможно. И это прекрасно, волшебно… Я натурально до слёз радовалась!
Отдельно хочу ещё сказать про сюжет в целом, если можно так выразиться – про компоновку. Здесь тоже всё прекрасно. Причём сразу по двум параметрам. Во-первых, он, на мой взгляд, очень хорошо сбалансирован в целом. Чередование забавных, а то и смешных моментов с философскими рассуждениями, социальными наблюдениями, драматическими моментами – очень хорошее. Собственно, как и всё вышеупомянутое – очень даже не глупое. Во-вторых, и сама драма такая, держит в напряжении. Не знаю, кто как, а я далеко не всегда могла предсказать даже в общих чертах, как будет развиваться та или иная ситуация. Ну, кроме самого общего принципа, что в результате всё будет хорошо. Но вот как и каким образом – я часто, очень часто очень волновалась за героев, как они выйдут из этой ситуации, куда придут… Ну и вообще, сама по себе постепенная детализация картины сделана очень хорошо. Важные детали, аспекты происходящего раскрываются не сразу, сначала нервы нам потреплют, но раскроют – и раскроют тогда, когда надо. Впрочем, один момент в истории очаровательной Чизуру-тян я начала подозревать с самого начала, а, глянув на описание её персонажа на AniDB, практически была уверена в правильности своего вывода задолго до того, как в сериале его мне прямым текстом подтвердили. Такой немножко спойлер вышел, но я не в обиде.
И, напоследок, надо добавить, что если не считать раздражавших меня персонажек (которые тоже, как я уже сказала, всё-таки иногда тоже радовали) – все остальные по-своему, причём очень разнообразно, хороши. Даже иногда странно выглядящие реакции Араты на самом деле совершенно объяснимы. Равно как и характеры остальных героев – очень разные, вполне понятные, в зависимости от того, насколько они в фокусе – раскрытые… И вполне симпатичные. А уж Чизуру-тян мне как с первой секунды понравилась, так я с неё восторгалась все семнадцать серий. И восторгалась бы дальше, но сюжет реально закончен жирной точкой. Даже эпилога типа «и жили все они долго и счастливо» не нужен. ОВА (которая прямой сиквел к сериалу) заканчивается ровно там, где надо.
Кстати, надо отметить ещё один момент: я только что сказала, что у героев очень разные и яркие характеры. То есть выбирай на вкус. Так вот забавно, что окажись я сама в таком эксперименте – из всех героев я, вполне очевидно, была бы одной из взрослых (маленький спойлер: Арата – не единственный взрослый, выглядящий ребёнком, но это нам рассказывают сразу же). И так же как и он – довольно быстро обросла бы подругами и друзьями. Но тем не менее – как же много из особенностей поведения и реакций Чизуру-тян присущи и мне! Я как-то даже удивилась. Причём скорее даже не тому, сколько у нас общего, но тому, что вообще в сериале показан человек вот с такими чертами. Не то, что бы такое было совсем уж редкостью в реальной жизни, но в художественных произведениях люди с такими чертами появляются редко, а если и появляются, то автору совершенно нету дела, что это за человек на самом деле и такой персонаж… вряд ли будет показан таким симпатичным, как Чизуру-тян.
Я очень довольна сериалом, и ещё более довольна ОВАшкой. Рекомендовать можно буквально всем. А если бы не одна-две неприятности, которые можно списать на мою откровенную вкусовщину – они, вполне возможно, и 10/10 заслуживают.
(*)NEET – Not in Employment, Education or Training (en), взрослый человек не занятый и не стремящийся заниматься постоянной работой или образованием.