Есть такой интересный феномен, которому дали название «ошибки выжившего». Суть его заключается в том, что из-за обилия информации о «выживших» значительно превышает его в отношении «погибших». Особенно это актуально для тех, кто интересуется опытом других.
Вспомнила я о нём в связи с тем, что накатывает, бывает, грусть-тоска горючая. Читаю книгу из отдела бизнес-литературы про историю успеха и думаю: «А я сама чего добилась? Что я смогла?» И вот так книга, которая должна вдохновлять, вгоняет меня в уныние.
Почему так? В чём дело? Дело в том, что об успешных людях говорят. И говорят много. Про Билла Гейтса слышали? Про Стива Джобса? Они крутые ребята, спору нет. Но дело в том, что таких – единицы.
Остальные просто живут своей жизнью. Тихо, мирно. О них не говорят на каждому углу, за ними пристально не следят.
И дело вовсе не в том, что у успешных людей нечему поучиться. Дело в том, что мы видим успех. Но далеко не всегда хотим видеть, сколько поражений потерпел человек, прежде чем достичь своего уровня. Нужно принимать во внимание все факты.
Может, это не самый наглядный пример. Давай ещё раз попробую. Во время Второй мировой войны венгерскому математику А. Вальду дали задание: нужно укрепить самолёты! Даже статистику собрали, куда попадали снаряды. Чаще остального они поражали обшивку фюзеляжа и крыльев. Как вы думаете, стал Вальд укреплять поражаемые места? Если да, то почему? Если нет, то почему?
Пока вы думаете, расскажу ещё немного. Чтобы понять, куда конкретно попали снаряды, нужно осмотреть самолёт. А раз большинство осмотрели, то они смогли вернуться на аэродром, даже будучи подбитыми.
Если снаряд попадёт в бензобак или двигатель, самолёт не вернётся. И по данным статистики было видно, что процент таких самолётов мал. Вот это и есть классический пример «ошибки выжившего»: так как видели больше повреждённых самолётов, складывалось впечатление, будто все самолёты получают именно такие повреждения.
Теперь к ответу на заданный выше вопрос. Нет, Вальд отказался укреплять фюзеляж. Он решил сфокусировать внимание на тех частях самолёта, повреждение которых ведёт к фатальным последствиям.
А вас мотивируют истории успеха? Или расстраивают?