Найти тему
Юрий Неганов

Wi-Fi-ловушки. Как маркетологи отлавливают нас, используя наши же смартфоны, планшеты и ноутбуки.

Оглавление

Также ловушки известны под названиями: Wi-Fi-радары, снифферы, Hot Wi-Fi или radius target.

После Media Future Trends (да и во в время конференции) мне в директ посыпались вопросы на тему того, что вообще за ловушки, и как маркетологи их используют против нас (или нам во благо).

Давайте разбёремся.

Сама по себе ловушка не является каким-то шпионским или хакерским оборудованием. По факту это маршрутизатор (роутер), который перепрошили для сбора MAC-адресов всех устройств поблизости с включенным Wi-Fi-модулем.

Что вообще за MAC-адрес?

Это уникальный идентификатор любого сетевого оборудования, который вшивается в него производителем, каждому из которых специальная организация выдаёт определённый диапазон адресов. Поэтому по MAC-адресу можно определить и производителя устройства.

Как происходит сбор адресов.

Всё очень просто: когда у вас на девайсе, например, на смартфоне, включен WiFi (не подключен к какой-то точке доступа, а именно просто включен), устройство опрашивает все доступные рядом сети Wi-Fi, обмениваясь с каждым роутером тем самым MAC-адресом.

Необходимо это для того, чтобы роутер и ваше устройство узнали друг друга, если ранее вы подключались к нему, чтобы повторное подключение заняло минимально возможное время (всё для вашего удобства). Также такой постоянный опрос (раз в три секунды, кстати), необходим, чтобы предоставить пользователю информацию о том, какие рядом есть доступные сети, среди которых вы выбираете ту, к которой хотите подключиться.

В итоге ловушка обменивается MAC-адресами с вашим девайсом, сохраняет его в базе.

А дальше начинается магия

Имея обезличенные данные в виде набора цифр можно устанавливать различные соответствия:

— как часто вы находитесь рядом с той или иной ловушкой

— как долго проводите в этом месте время

— впервые ли пришли или приходите регулярно в определённое время

— и так далее

Ну а при настройке рекламы по базе MAC-адресов в том же Яндекс.Директ, например, рекламная система уже сама, в зависимости от заданных параметров, будет выбирать, показывать вам рекламу или нет.

Ведь у корпораций по вашему MAC-адресу, если вы пользуетесь устройством положительное время, есть много обезличенной, но подробной информации о возрасте, предпочтениях в рекламе, посещаемых сайтах и прочих поведенческих особенностях.

Да, реклама становится благодаря этому всё более персонализированной, но чувство, что мы все под колпаком, не добавляет радости жизни.

-2

Кстати, именно благодаря MAC-адресам мы "приносим" рекламу домой.

Когда вы в дороге или на работе ищете ту или иную информацию, посещаете различные сайты, метрики собирают информацию о вашем поведении. Дома, когда вы подключаетесь к домашней сети, ставите телефон на зарядку и начинаете сёрфить интернет на домашнем компьютере, не удивляйтесь, что вам будет показываться реклама, соответствующая той тематике, на которую вы проводили изыскания на телефоне. Ведь те же метрики уже установили соответствие адресов вашего смартфона, домашнего роутера и всех устройств с выходом в интернет, подключенных к нему.

И ещё, пишется правильно Wi-Fi и никак иначе, ни wifi ни wi-fi. И это не аббревиатура и никак не расшифровывается.

Как не попадать в базы и не давать лишнего повода маркетологам показывать вам рекламу?

Всё очень просто: выключайте Wi-Fi на устройстве, когда покидаете дом и не подключайтесь к бесплатным сетям в общественных заведениях (это, кстати, небезопасно).

Приносят пользу ловушки Wi-Fi или нет — спорный момент.

С одной стороны, они позволяют заведениям более точно запускать рекламу и делать специальные предложения новым или постоянным посетителям, максимально возможно персонализируя рекламу.

С другой, количество ловушек в городах в ближайший год, как ожидается, увеличится в несколько раз, что за собой приведёт новый поток рекламы в силу доступности и самих ловушек и рекламных инструментов, и это гарантированно будет по большей части некачественная и нецелевая назойливая реклама.

Побывали в одном заведении, реклама из него будет преследовать до конца жизни.