Найти в Дзене
Aquila

О каждении

Оглавление

Каждение, как одно из самых древних священнодействий, которое сквозь тысячи лет дошло до нас (при том, практически, нисколько не претерпев изменений), к сожалению, не совсем понимается людьми. И это вполне понятно, ведь за столько лет, каждению придавали очень большую символическую базу, которая совсем запутала истинное значение воскурение ладана, наделив каждение больше обрядовыми обязательствами, нежели смысловым и очень древним таинством (именно таинством), которое совершалось отнюдь не только для каких либо практических нужд (хотя и не без этого).

Само собой каждение, весьма древняя форма жертвы Богу. Курение благовоний в жертву богам было известно еще до возникновения христианства, и было как бы связующим звеном между нашим миром и миром невидимым. Так, например, Бог повелевает:

« ...каждый раз он должен воскурять благовония. Да не прекращается никогда это приношение благовонное перед Господом во всех ваших поколениях! »
Исход 30: 8-9
Еврейские алтари: жертвенник всесожжения и жертвенник воскурения (кадильный), - а также языческие алтари.
Еврейские алтари: жертвенник всесожжения и жертвенник воскурения (кадильный), - а также языческие алтари.

Зарождение каждение в христианской среде

В христианстве мы вынужденны рассматривать каждение как явление IV-V вв. Надо понимать, что до Миланского эдикта каждение было попросту затруднительным ввиду постоянных гонений и притеснений, в то время, когда христиане вынуждены были творить молитвы в тайных местах, которые могли плохо вентелироваться или же наполнение дыма в этом месте могло выдать общину.

Первые христиане вообще не считали каждение чем то особо важным (более того, некоторые отцы относились к подобной жертве негативно), так как ожидали обещанного Второго Пришествие Спасителя уже в скором времени, поэтому богослужение, как и все остальное , было избавлено от «ненужных» наслоений.

Ситуация несколько поменялась после того, как закончилась политическая борьба в Римской империи, с победой Константина Великого. Константин, как мы знаем, обращал своё особое внимание на церковь, на ее дела и развитие, поэтому , не удивительно, что церковь и ее богослужение, догматика и т.д стали развиваться «в духе времени» (хотя, в большей мере церковь подтолкнуло к развитию первый вселенский собор).

Кадило, Византия, VI век
Кадило, Византия, VI век

Таким образом, хоть сколько то внятные упоминания о θυμιαμάτων мы получаем лишь с середины IV века, но эти сведения проскальзывают лишь только в упоминании о каждении, но подробности не описываются. Известно лишь только то, что каждение совершалось перед началом Литургии, перед (или во время) прочтением Евангелия и перед Анафорой и на погребение тел. Также, использование кадила включено в состав литургии апостола Иакова.

Зачем?

Итак, Благодать даруется людям через предметы видимые и материальные действия. Люди освящаются через крестное знамение, очищаются от грехов посредством наложение епитрахили и прочтении разрешительных молитв, становятся наследниками Царствия Божия через воду, и освящаются дымом, словно Дыханием Духа, нисходящим на верующих через ладан горящий.

Смысл, который придавался первыми христианами, очевидно в том, что в каждении, в этом Святом Дыму, мы можем яснее прочувствовать присутствие Бога и Святаго Духа, ведь каждение древней церкви совершалось перед важнейшими моментами богослужения, в которых мы призываем Бога «низпослать духа Сваятаго на ны».

Само же осознание каждения как жертвы Богу было максимальное, ведь вещество для каждения, ладан, стоил баснословных денег, использование ароматов востока мог себе позволить только состоятельный гражданин, и не даром к ногам младенца Иисуса один из волхвов принес ладан.

В этом то и была суть каждения древних христиан, сжигание дорогостоящего благовония в дар Богу, т.е., фактически, этим жестом показывалось нестяжание христиан, отказ от земных благ. Они легко отпускали от себя драгоценное, сжигая его в огне, для получения Небесных благ.

Идеально в этом плане подходило наставление Иисуса Христа в Евангелии от Матфея 6:19

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут»

и далее, уже 20 стих:

«но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут».

Все эти стихи не говорят нам идти, и жечь на жертвеннике все свои пожитки, отнюдь, но сам факт именно такого презрения к богатству являлся для многих подвигом, и именно в таком смысле виделось отрешение от богатства.

Такой поступок был так же повторением подвига женщины с алавастровым маслом в мф. 26:6-7, которая возлила его на Голову Спасителя. Это был очень сильный поступок, ведь масло это стоило настолько много, что даже ученики возмутились на это «Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим». Эта была великая жертва Богу, которую сегодня бы мы назвали растратой, или тратой в пустую, но для христиан это имеет огромное значение.

Каждение сегодня

Сегодня же все несколько иначе, чем это было полторы тысячи лет назад. В наше время вещество для каждения не имеет какой то особенной ценности, да и состав разный, поэтому, каждение сегодня перестало носить смысл отказа от земного в угоду небесному, под словом «каждение» мы понимаем определенные действия, совершаемые духовным лицом, за богослужением, так сказать, «махание кадилом» . Это действие заключено в чётких рамках, строго направленном движении, и чинном каждении икон и народа. Вот так, к сожалению, сегодня видит человек совершение каждения. Сегодня уже не получается воссоздать то древнее каждение, с его густым дымом, который наполнял все собрание, под молитвы, поднимаясь вверх.

-3

Но ни смотря на это, в чине каждения остался один незыблемый элемент, то, что сегодня мы должны ценить, это, во-первых, та древность обряда, которую церковь хранит много веков подряд, а во-вторых, в век секулярного общества, в век тотального нигилизма, дым, пусть и не так, как раньше, наполняющий храм, свидетельствует нам о том, что Господь не оставит стадо свое, этот дым, которым мы дышим, возносит нас в обители Небесные, где постоянное благоухание и где ждет нас наш Господь.