Создатели фильма «Хоббит: Нежданное путешествие» (2012) и последовавших за ним "Пустошь Смауга" (2013) и "Битва пяти воинств" (2014) верно ухватили самою сущность произведений Джона Толкиена когда придали двенадцати гномам характерно, даже подчеркнуто иудейские черты. Это просто бросается в глаза - во внешности, в некоторых особенностях поведения, в одежде, шутках, и целом ряде ассоциативных восприятий. И создатели фильма не ошиблись: еврейский мотив является одним из самых ярких в произведениях Толкиена. Придавая еврейский оттенок образам гномов создатели фильма как будто подчеркнули то, что в книгах Толкиена может заметить только вдумчивый читатель.
В предыдущей публикации на смежную тему я говорил уже о том, как Толкиен, в творческом вдохновении, сам того не ведая высказал пророчество - о возвращении иудеев в Иерусалим. Что и произошло спустя 12 лет после публикации "Хоббита", с возникновением в 1948-ом году государства Израиль.
Толкиен предпочитал "шифровать" свои образы, путать их следы, сохранять какую-то загадку. Фильм - это, конечно же, уже интерпретация книги. Но на этот раз создателям фильма удалось подсветить некоторые неожиданные следы, аспекты произведения - очень интересные, и без сомнения, важные для автора и читателя (да и зрителя).
Сегодня я хочу продолжить эту тему и показать, как, по представлениям Толкиена, возвращение гномов на свою гору должно было повлиять на расклад сил во всем Средиземье. Или, говоря прямым языком, к череде каких событий должно было привести возвращение иудеев в Палестину и Иерусалим? Что будет дальше?
Для того, чтобы ответить на эти и другие смежные вопросы давайте кратко сопоставим ситуацию гномов с ситуацией ветхозаветных иудеев.
Портреты гномов
Характер гномов, такой, каким он изображается в народных сказаниях, да и у Толкиена, во многом подходит под сложившийся образ израильского народа. Гномы предстают в сказках и сагах как несговорчивое, зачастую своенравное, скрытное, трудолюбивое племя, которое долго помнит обиды (но и благодеяния), умеет делать деньги, любит дорогие искусные вещи, и живёт обособленной жизнью. У Толкиена гномы не злы по природе, и очень немногие из них добровольно служили Врагу, хотя в глазах людей они зачастую ассоциировали со служками Врага (Сатаны). Люди древности страстно желали завладеть богатствами гномов и творениями их рук, и потому между гномами и людьми была вражда.
Гномы - по преданиям, да и по книге Толкиена - в целом скорее не герои, но расчетливый народец, превыше всего ставящий деньги. Но и герои тоже есть среди них. Среди них немало гномов хитрых, коварных, злых. Но есть и вполне порядочные, вроде Торина с Компанией. Но и они, при всей свой храбрости и мудрости, при всем своем мастерстве и уме – не знают самого главного, и не обладают достаточным духовным зрением, мудростью.
Гномы не смотрят вверх, но вниз, под землю. Их мудрость временами представляется как подчеркнуто земная, даже подземная. К примеру, даже Торин и его друзья считают эльфов глупыми и злыми. А такое мнение – уже ужасная глупость. Кроме того, гномы – не такие уж и добряки. В некоторых местностях гномы по Толкиену даже заключали с гоблинами союзы.
Все это - как будто сошло со страниц Ветхого Завета, в котором Бог взывает к израильскому народу - но Его не хотят слышать. Бог поселил их на этой горе - в Иерусалиме. Бог дал им сокровища. Бог дал им построить Храм. Но они притесняли ближнего, ходили вслед иных богов, нарушали заповеди, грабили нищего, творили насилие... Пророк за пророком со страниц Библии критикует израильтян за их жадность и несправедливость, предсказывая приход "огненного дракона" - царя Севера. Именно такими представляет израильтян Библия – живущими особняком от людей, на своей горе Сионе (в Иерусалиме), собирающими несметные сокровища и заключающие неугодные Богу союзы - себе на погибель.
Создавая портрет гномов и их государства, Толкиен подчеркивает былую славу их королей и их богатство – намекая, в первую очередь, на иудейского царя Давида и его сына Соломона. Толкиен умело проводит самый грандиозный иудейский образ – Иерусалимский храм – посредством главного сокровища Одинокой горы - великолепного камня, которому Толкиен дал название Аркенстон. Это было то сокровище, которое венчало собой царство гномов. Как и строительство Иерусалимского храма – этого сокровища на вершине горы – совпало с достижением Израилем зенита своей славы, богатства и величия.
Иерусалим - Одинокая Гора
Толкиен использует традиционный в литературе и в символике «зеркальный» прием. Аркенстон находят на глубине, под горой. Храм выстраивают на вершине гору. Аркенстон – маленький. Храм – огромный. Гномы живут в горе. Иудеи – на горе. И т.д. Я надеюсь в отдельной статье коснуться вопроса важности Иерусалимского храма в истории и в пророчествах - на что и указывает Аркенстон в книге.
Молва о богатствах гномов (иудеев) распространялась по всему миру. Наконец, она достигла и дракона Смога Золотого, под которым Толкиен изобразил могущественного царя северного (дракона) – Вавилон Золотой (позднее – красный Рим). Вавилон изображен в Библии как страшное чудовище, которое Бог использовал для того, чтобы наказать потерявших от жадности рассудок иудеев. Пророк Иеремия, к примеру, посвящает этому сразу несколько глав своей книги. Да и другие пророки не обходят тему молчанием.
Привлеченный сокровищами, золотом Иерусалима (и его Храмом) Вавилон (во исполнение пророчеств) нападает на Иудею, на Иерусалим. И производит то опустошение, которое предсказывали пророки. Иудеи были депортированы из Иерусалима, взяты в плен. А их священный Храм был разрушен и сожжен.
Таким же образом и Смог прилетел на гору гномов, привлеченный сокровищами горы. В окружении пламени он опустился на гору и выгнал гномов из горы, погубив многих, а остаток отправив в рассеяние. Он разрушил и опустошил Город, а сам улегся на собранных гномами горах золота. Где и заснул на многие годы.
Но еще больше налет дракона Смога напоминал второе бедствие, случившееся с Иерусалимом во исполнение пророчества Иисуса Христа в Матфея 24:2: "Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено." Пророчество это сбылось в 70-ом году, когда красный римский дракон налетел на Иерусалим, спалил город, разрушил храм и выселил всех евреев за пределы Иерусалима и его окрестностей. Началось многовековое скитание иудеев.
Конечно, Толкиен не ставит своей целью переписать Библию и историю, замаскировав их в форму притчи. Он лишь указывает на главные тенденции, закономерности, отраженные в Библии.
Кто такой дракон?
Дракон Смог – это обобщающий образ того, кого Библия называет тоже драконом, а еще - царем северным. В разные времена это были разные силы. В 722-ом году до Р.Х. драконом, налетевшим на Израиль с Севера, была Ассирия, которая и взяла в плен 11 израильских колен – послав их в рассеяние. В 587-ом году до Р.Х. северным драконом, напавшим на Израиль, являлся Вавилон, разрушивший Храм и уведший иудеев в плен.
Наконец, в 70-ом году н.э. Иерусалим еще раз был взят и уничтожен - на этот раз римлянами. Храм был сожжен, и от него, как и предсказывал Иисус Христос, не осталось камня, положенного на камень. Будет и еще один, последний (апокалиптический) Смог - дракон, о котором говорит книга Откровения. Но о нем мы уже говорили, и поговорим еще в отдельных публикациях.
Весь этот сборный образ «царя северного» поместился у Толкиена в образе дракона Смога Великого (Золотого). А возвращение гномов в свою Гору – это образ возвращения иудеев из рассеяния. О котором Толкиен написал в то время, когда о создании государства Израиль еще и речь не шла.
Но самое грандиозное, эпохальное событие происходит в конце этой повести, как результат возвращения гномов. У горы собираются армии всех народов Средиземья. Здесь и произойдет та страшная битва народов, в которой не будет уже ни победителей, ни побежденных. Эта битва – одна из литературных проекций библейского Армагеддона. Но о том, как Толкиен в Битве Пяти Армий изобразил апокалиптические события Армагеддона, представленные в Ветхом и Новом Заветах, и о роли "гномов" и других народов в этом конфликте – я надеюсь поделиться с вами в одной из ближайших публикаций. Рекомендую интересующимся темой Толкиена, пророчеств и России посмотреть мои предыдущие статьи на эту тему. Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
"Открытое Будущее",
"Открытая Библия",
"Открытая Церковь".
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.