Найти тему
ОРУЖИЕ

БЖРК — советский ядерный бронепоезд

Первыми идею железнодорожного базирования баллистических ракет выдвинули американцы, когда у них появилась твердотопливная МБР «Минитмен», не нуждающаяся в заправке. Жидкостные ракеты возить по железной дороге можно лишь в незаправленном состоянии, а заправка межконтинентальной ракеты занимала много времени и была сложным и опасным процессом. Летом 1960 года в США была проведена операция «Big Star», во время которой прототипы будущих железнодорожных пусковых комплексов перемещались по железным дорогам. По её результатам в 1961 был подготовлен проект и создан прототип железнодорожного состава, способный нести пять ракет «Минитмен» на специально усиленных платформах.

Американский проект поезда с баллистической ракетой в пусковом контейнере.
Американский проект поезда с баллистической ракетой в пусковом контейнере.

Хотя уже через год этот проект закрыли, разведка СССР о нём узнала. Советские военные решили, что и нам не помешает нечто подобное. 13 января 1969 г. министр обороны Гречко подписал приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23». Разработчиком комплекса назначили конструкторское бюро «Южное». Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины. Владимир, специалист по твердотопливным ракетам, проектировал баллистическую ракету. Алексей Уткин проектировал стартовый комплекс и вагоны для поезда-ракетоносца.

Владимир Федорович Уткин
Владимир Федорович Уткин

Владимир Федорович вспоминал: «В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчётная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Так американцы в 1980-х представляли советский ракетный поезд.
Так американцы в 1980-х представляли советский ракетный поезд.

Лётные испытания ракет 15Ж61 комплекса РТ-23 УТТХ производились с 1985 по 1987 г. на космодроме «Плесецк», всего произвели 32 пуска. Прототип ракетного поезда совершил 18 опытных поездок по железным дорогам страны, пройдя более 400 тыс. км. Испытания проводились во всех климатических зонах страны — от тундры до пустынь.

Внешне ракетный поезд не отличался от обычного железнодорожного состава.
Внешне ракетный поезд не отличался от обычного железнодорожного состава.

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а в середине 1988 года было развернуто пять полков (4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы дислоцировались на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство они рассредотачивались. В каждом таком поезде находилось более 70 военнослужащих, по большей части офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные — офицеры и прапорщики. К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ. В каждой дивизий имелось управление и четыре ракетных полка. Всего в дивизии было 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом.

Пусковая установка, замаскированная под вагон-рефрижератор.
Пусковая установка, замаскированная под вагон-рефрижератор.

В случае начала ядерной войны верхняя часть вагонов откидывается в сторону, и ракеты высотой с семиэтажный дом (длина РТ-23 составляет 22,6 м) поднимаются в вертикальное положение. Контактная сеть над железной дорогой при этом сдвигается в сторону специальным автоматическим приспособлением, чтобы не мешать подъёму ракеты. Ракета выбрасывается в воздух на 20-30 м, затем отклоняется с помощью порохового ускорителя, и только потом включается маршевый двигатель. Необходимость столь сложных маневров, которые военные назвали «танцем», продиктована не только заботой о вагоне-носителе, но и самом железнодорожном полотне: без такого старта ракета легко сметет всю щебенку на добрую сотню метров вокруг.

Устройство для сдвига контактной сети перед подъёмом ракеты.
Устройство для сдвига контактной сети перед подъёмом ракеты.

Сама ракета весила более 100 тонн, а вместе с вагоном — около 150. Это налагает высокие требования на качество железнодорожных путей и приводит к их преждевременному износу. Чтобы распределить вес более равномерно, был создан специальный трехвагонный сцеп — центральный вагон с ракетой опирался на два соседних. Также такое конструктивное решение помогало сохранить рельсы от разрушения при старте ракеты, когда нагрузка резко возрастала. В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

Старт ракеты БЖРК.
Старт ракеты БЖРК.

Каждая ракета несла по 10 боеголовок индивидуального наведения, с дальностью стрельбы более 10 тыс. км. Одна дивизия имела 36 пусковых, то есть могла поразить 360 целей на территории противника. И таких дивизий у Советского Союза было три. Даже если бы все остальные носители ядерного оружия у СССР были уничтожены, одни только железнодорожные комплексы могли нанести ответный удар, уничтожив 1080 вражеских городов. Поскольку в угрожаемый период предполагалось рассредоточить все ракетные поезда по железным дорогам страны, найти и поразить их было бы практически невозможно.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Оружие, чтобы первым получать свежие статьи из мира новейший вооружений и военной истории!