(писал это для школы, поэтому пришлось ставить большие(дадада заглавные) буквы. не люблю большие буквы)
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Николай Гумилёв
Эх, как же велик русский язык: от Камчатки до Балтики витают в воздухе звуки его. Русская литература, которая становится мировой классикой, или будет точнее сказать, становилась. Да и в принципе западных произведений в классике тоже вполне достаточно, не заполонена она вся Толстым и Достоевским. В Америке, ну или той же Европе, на русском в большом количестве не говорят. Так посмотришь уже, и думаешь: а чем он велик то? Это разве не простой русский патриотизм, который остался ещё со времён товарищества? Давайте разбираться.
Всё как говорится познается в сравнении, поэтому в течении всего текста я буду проводить параллель с английским языком (сюда же и отнесу несуществующий американский язык, а точнее американский английский).
Так как для меня русский язык это в первую очередь литература, то начну с неё. В прозе показать красоту слова сложно, поэтому вся красота сконцентрирована в поэзии. В русской поэзии действительно есть кого почитать: Маяковский, Есенин, Блок. Если считать не только поэзию, но и заглянуть в музыку, а точнее в русский рок, то тогда выбор для чтения расширяется в два раза: Летов, Бамберг, Никонов, Хаски. Все они имеют форму своего стиха. Эта форма переплетается с посылом и при чтении, уши мои вновь улыбаются, а по коже дрожь бежит. Но таких произведений мало. Большую часть стихотворений составляют стихи «копии копий». Рифма в этих стихах убита на прочь. Русскому поэту повезло знать русский язык с рождения и писать на нём, а он рифмует «понедельник» и «бездельник»:
Двадцать первое, ночь понедельник
Очертания столицы во мгле
Сочинил же какой-то бездельник
Что бывает любовь на земле
Ну в самом деле. Такое может сочинить любой, но он не попадёт в учебник русской литературы. Это к слову был отрывок из стихотворения поэта Ахматовой. Видите ли вы тут что то такое, что может зацепить вас? Вы, когда читали это, было ли желание читать это с выражением? У меня нет. Автор совсем не парится над своим слогом, и пишет всё так как есть. Никаких метафор, скрытых замыслов, сверх идеи. Она просто подаёт тебе свой посыл в лоб. И ладно бы это было обыграно всё в жанре реализма, но нет же! Они зачем-то включают в себе лириков и пишут очередной стих о неразделенной любви и приближающейся смерти. Мне кажется это неинтересно. То ли дело, когда берёшь сборник «Во весь голос» в руки и при первом прочтении ты очень мало что понимаешь. Тебя захватывает с собой на страницы интерес, и ты перечитываешь это стихотворение. Тут порой кидают прочь рифму для внесения ясностей насчёт идеи, но момент рифмы всё равно придёт, и когда он придёт, стоять ты уже не сможешь. Вот, послушайте:
В моде
в каждой
так положено,
что нельзя без пуговицы,
а без головы можно.
В музыке русской происходит абсолютно такая же ситуация. Имело бы какое-нибудь отношение к теме музыка, то я бы, наверное, очень долго писал о ней, но ограничимся парой предложений о текстовой составляющей их песен. Нынче стало очень популярно рифмовать на глаголы. Я не могу просто думать об этом спокойно! Рифмы на глаголы. Вы лезете в высшую культуру, в культуру слова! Перед вами тысячи тысяч слов, различных приёмов, при помощи которых можно создать красоту. Воссоздать какой-либо момент из жизни, передать атмосферу, которая вызвала в тебе эмоции, а ты рифмуешь на глаголы. Раньше тоже были случаи такой рифмы, у той же Ахматовой, но на каждую Ахматову находился свой Маяковский. А сейчас на каждого такого «музыканта» находится лишь тело молодого, но мертвого поэта, в гробу, который не смог приспособиться к этой эпохе и решил прожить быструю жизнь тут, зато весёлую.
Люди стали сокращать слова. Они заменяют русские слова английскими, лишь потому что те короче. Все в постоянной спешке, боятся за будущее своё, не успеть запрыгнуть на поезд и попасть под него. Снова же, точно такая же история: люди не ценят то наследство языка, которое оставляли им веками. Им лишь бы всё упростить. Ладно когда упрощают какие-то бытовые вещи, допустим не делают домашнюю работу по математике, но упрощать искусство это оскорбительно. При его упрощении теряется смысл, а у нас разве так много смысла, чтобы им раскидываться?
У нас на глазах умирает эпоха. Эпоха великого русского языка. Нынешнее поколение сейчас не будет смотреть русский сериал про Маяковского или Достоевского, они лучше посмотрят какой-нибудь псевдо-лиричный сериал про жизнь американских подростков. И в этом не только их вина. Я будь на их месте тоже бы не смотрел те сериалы, которые сняли про Маяковского и Достоевского. Но к счастью, или к сожалению, я не на их месте, и сериалы эти я смотрел. У меня было такое ощущение, что на них выделили максимум тысяч сто рублей. Это конечно же много, но не для того чтобы снять культовое кино. Почему министерство культуры России, имея такое наследство не хочет сделать его вновь популярным, если ничего нового нету. Американцы снимают документальное кино про свою историю, и оно становится мировой классикой, которая собирает огромные деньги с проката. А ведь именно деньги и есть главная цель правительства России, это уж ни для кого не секрет.
Что будут проходить дети в школе на уроке литературы через век? Мне кажется ничего, так как литературы самой по себе не будет в школе. Она уже сейчас мало кому интересна, а через столько времени уж тем более. Культура просто в итоге окажется ничем: все написанные произведения, картины, скульптуры, кино и музыка. Людям по душе больше цифры (если душа есть у таких людей). Цифры везде и желательно побольше. Мне по душе литература и философия. Философия уже вымерла, литература доживает свои последние года. А я просто блуждаю по кладбищу в поиске сам не знаю чего. Одно успокаивает – наличие большого количества гробов с испачканной бумагой.
Я не верю в возрождение красоты русского слога. Всё идёт к упрощению, как говорил Летов: «Все идёт по плану». Если для людей это прогресс – хорошо, мне видать не дано прогрессировать. Я просто однажды погрузился в ту эпоху, и не хочу из неё вылезать. Только разве что частично, за живыми строками тех мёртвых поэтов. Поэтому, уж лучше я отойду в сторону и буду просто свидетелем бытия.
Нас учил сражаться Д'Артаньян-Боярский
Вас учат бояться ваши герои в масках
Мы выросли скромно, но с героями Джека Лондона
Вас кормят покемонами клоуны, как Коля Басков
Дима Бамберг
(писал это для школы, поэтому пришлось ставить большие(дадада заглавные) буквы. не люблю большие буквы)
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Николай Гумилёв
Эх, как же велик русский язык: от Камчатки до Балтики витают в воздухе звуки его. Русская литература, которая становится мировой классикой, или будет точнее сказать, становилась. Да и в принципе западных произведений в классике тоже вполне достаточно, не заполонена она вся Толстым и Достоевским. В Америке, ну или той же Европе, на русском в большом количестве не говорят. Так посмотришь уже, и думаешь: а чем он велик то? Это разве не простой русский патриотизм, который остался ещё со времён товарищества? Давайте разбираться.
Всё как говорится познается в сравнении, поэтому в течении всего текста я буду проводить параллель с английским языком (сюд