Найти в Дзене
Mint Literature

Тема нравственного выбора в романе "Мастер и Маргарита"

В этом году я – слава котикам – сдала ЕГЭ по литературе, и у меня остался целый ворох конспектов и сочинений, оцененных моим преподавателем на 14. Я уверена, что мой опыт может быть полезен, поэтому хочу поделиться им с вами – например, экзаменационным сочинением по «Мастеру», принёсшим мне заветную сотку.

Фрагмент картины Франсиско де Сурбарана "Христос на кресте"
Фрагмент картины Франсиско де Сурбарана "Христос на кресте"

Тема нравственного выбора является одной из основных в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Она раскрывается с помощью различных сюжетных линий, через образы многих персонажей. Однако в романе поднимается не проблема выбора между добром и злом, а скорее вопрос верности себе.

Верным своим убеждениям остаётся Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ, обвинённый в произнесении антигосударственных речей, смущающих народ. Несмотря на побои, Иешуа не отказывается от своих слов о том, что «все люди добрые», и, не внимая намёкам прокуратора, прямо признаётся: он уверен, что настанет время добра и всеобщего счастья, когда не нужны будут ни кесари, ни кто-либо другой, ведь единственно возможная власть над людьми – власть Бога. За это Иешуа принимает мученическую смерть на кресте, но обретает «свет» и бессмертие – в его образе очевидны параллели с Иисусом, сыном Божьим. Мастер же, персонаж-«двойник» Иешуа, не выдерживает борьбы за свой «роман о Пилате», разгромных отзывов критиков МАССОЛИТА и собственной нервной болезни. Он сжигает роман и, находясь в психиатрической лечебнице, отказывается от своей любви. Мастер уверен, что «таким» он Маргарите не нужен. Именно то, что Мастер сдался, может считаться причиной, по которой он заслужил покой, но «не заслужил света».

-2

Поступил противно своему внутреннему чувству и Понтий Пилат. Он не защитил так заинтересовавшего его бродячего философа, вылечившего его головную боль, поскольку побоялся за последствия для себя и своей карьеры (прокуратор подчинялся кесарю). Но, по словам Иешуа, «трусость – один из самых страшных пороков», и за свою трусость прокуратор поплатился сполна. Его терзала совесть, мучило желание вновь увидеть Иешуа, говорить с ним, но было поздно. Даже убийство Иуды из Кириафа, донёсшего на Иешуа, не принесло Пилату облегчения. В фантастическом финале «Мастера и Маргариты» Мастер встречает своего героя в каменной пустыне: он обречён на бессмертие, дурную бесконечность, и каждое полнолуние ему снится лунная дорога, по которой он уходит с Иешуа. Страдания Пилата заканчиваются и сон сбывается лишь тогда, когда Мастер освобождает его.

-3

Примером «верной, вечной любви» в романе является Маргарита. Ради спасения Мастера она «становится ведьмой», отдаёт душу Воланду. Однако Воланд не играет роли «зла» в повествовании: он обличает истинную сущность людей и помогает восстановить справедливость. Впечатлённый отвагой и достоинством Маргариты, её бескорыстием и способностью сопереживать, он возвращает ей Мастера, а после, по просьбе посланного Иешуа Левия Матвея, дарует им покой – Вечный Дом. Наделить покоем не только Мастера, но и Маргариту просит и сам Левий Матвей – силы «света» тоже оценили её преданную любовь.

Таким образом, тема нравственного выбора в «Мастере и Маргарите» раскрывается не в плоскости добра и зла, но с точки зрения иного выбора: остаться верным себе (своему творчеству, убеждениям, любви) или изменить, бороться до конца или сдаться. Стойкость и преданность в системе нравственных ценностей мира Булгакова становятся лучшими, важнейшими качествами человека, трусость же не может быть оправдана.