Школьным руководителям приходилось выкручиваться, впрочем, и другим чиновникам, чтоб поддержать жизнь села или города. И главный вопрос - где взять деньги? От государства до Революции толку было мало. С одной стороны – алкоголь зло, причём с долгоиграющими последствиями. А с другой – здание той же школы надо ремонтировать, покупать дрова, платить дворнику и т.д. и т.п. Проблем много.
И особенно бедственно выглядели низшие учебные заведения на окраинах империи. Берёзовский уезд не был исключением, такая же картина наблюдалась и в других сибирских губерниях и уездах. Государственных вливаний везде катастрофически не хватало. Поэтому, на местах изыскивали самые различные источники для поддержания начального образования. В «Православном Благовестнике» в 1915 году в цикле статей «Начальная школа на Дальнем Востоке» автор с прискорбием сообщает, что
продажа «зеленого змия» — это единственный способ пополнить местную казну. Хотя это и приводит к пагубным последствиям, ведь алкоголь и образование вещи несовместимые.
Или всё-таки их можно совместить? Естественно, при надлежащем подходе к этому непростому делу. А было ещё много проблем, связанных с «беленькой».
Так что, в конце концов, царское правительство было вынуждено разрешить торговлю спиртным практически всем слоям населения, и даже сибирским инородцам-кочевникам. Но местные чиновники ввели для них особые условия, которые сводили на нет все преимущества.
Дело в том, что инородцы, едущие в Берёзов, сначала должны были являться к Обдорскому заседателю, чтобы получить разрешение на покупку спиртного, конечно, для этого кочевникам приходилось раскошеливаться. Но этим накладные расходы не ограничивались. В Берёзове они шли к городничему, который разрешал им покупку, но своё благосклонное соизволение он менял на несколько меховых подарков. От городничего дорожка бежала к исправнику и другим чиновникам, которым тоже необходимо было позолотить ручку, вернее покрыть её ценными шкурками. Только после этого они попадали к откупщику, торговавшим спиртным, где покупали сразу несколько сот вёдер. На этом их мытарства не кончались, на обратном пути оленеводов всегда встречали несколько казаков, раньше них выбиравшихся на тракт, от которых тоже приходилось откупаться подарками.
Чиновник Палашковский, расследующий эти и другие преступления в уездном городе, пишет, что чиновники, мещане, купцы, казаки возили к инородцам водку, и, спаивая их, забирали всё ценное, что можно было найти. Дело дошло до того, что инородцы сами стали гнать водку, сохранилось несколько уголовных дел.
Надо признать, что не все обдоряне одобряли такое положение дел. Среди них были такие, кто понимал всю пагубность этого скользкого пути. В 1905 году Иван Рочев, получивший от своих односельчан прозвище Моторов, за свой неугомонный характер, купец и первый обдорский фотограф, решил вести торговлю с инородцами без предварительного угощения водкой, как это было издавна заведено. Но через пять лет, потеряв более половины своих торговых партнёров среди местного населения, был вынужден вернуться к освящённым временем обычаям.
Здесь можно прочитать подробнее:
Кабаки зло или польза? Разберёмся на примерах
Зелёный змий в Сибири. Мифы и реальность. С продолжением
Или в моей книге "Ночной Директор"
Если статья была интересна, то ставьте т.н. «палец вверх» и подписывайтесь. Или смотрите обновления. Обязательно читаю и отвечаю на все комментарии.
Ваш В.Л.