Найти тему

Форма и содержание в психологии воспитания человека

Воспитывая детей, мы должны предлагать бесконечное количество ответов, со своей стороны требуя от них совсем немного, если чего-то вообще, - другими словами, культура должна представлять собой видимую гармонию формы и содержания. Форма имеет склонность все ограничивать, несмотря на то что она воплощает собой содержание; содержание, с другой стороны, готово насмерть биться с любым ограничением, хотя для воплощения ему необходима форма. Однако тенденции эти объясняются отсутствием гармонии, нехваткой художественного мастерства. Форма без гармонии - это застой, это мертвое, задушенное содержание. Содержание без гармонии - это хаос, разрушающий форму, свой собственный канал реализации.

Формальное структурирование - это дисциплина. В идеале процесс формирования должен быть гибким и неограниченным по времени, форма должна поддерживать содержание. Форме и содержанию следует работать вместе, взаимодействуя, как мать и новорожденный ребенок. Когда связь между ними еще очень крепка, они снабжают друг друга необходимыми стимулами для удержания этой связи, и каждый из них должен быть ключом, включающим ответную реакцию другого.

Новое содержание, каковым является новорожденный ребенок, постоянно сигнализирует о том, что ему требуется формальное структурирование, прощупывая окружающее в ожидании ответа на свои нужды. Если такого ответа ребенок не получает, он замыкается в апатии. Неотзывчивый родитель или ребенок-бунтарь - пример отсутствия баланса, признак того, что генетическая система начала давать сбои, что она сделана по шаблону, а не сотворена, и отражает условие, а не сущность. Как неспособность общества откликаться на наши потребности, так и аналогичные его провалы в реагировании на антисоциальное поведение - все это признаки неестественности его состояния. Форма должна любить свое содержание и наоборот, поскольку оба они по сути - одно и то же, их разделение - это допущение, сделанное для игры созидания.

Мы должны быть связаны с обществом с момента нашего полного возмужания, как до этого были связаны с родителями (или должны были быть с ними связаны). Однако успех позднейшей привязанности зависит от успеха привязанности предыдущей. Здесь привязанность выступает силой, которая переплавляет форму и содержание в единое целое. Связующая сила должна развиваться - или ей должно быть позволено развиваться. Когда развитие это совершено, все можно связать друг с другом, любой опыт может быть вплавлен в единое целое.