Закрытие Венецианского кинофестиваля в этом году впервые оказалось под угрозой срыва. Когда утром я приехала в зону форума, то столкнулась с толпой полицейских, вооруженных до зубов. Уж не случилось ли чего?! - встревожилась я. Я третий год фестивалю в Венеции, но не видела столько стражей порядка сразу.
Полиция нехотя разогнала молодёжь
И тут я услышала крики. Подумала, видимо, какая презентация с утра пораньше. На Венецианском фестивале ежеминутно что-нибудь да происходит.
На красной дорожке перед Дворцом кино я застала толпу молодых людей в белых защитных комбинезонах, респираторах – такие используют в зараженной зоне. Ребятам удалось ворваться в эпицентр фестиваля на рассвете, пока охрана спала. Они приехали со всех концов Италии, чтобы обратить внимание властей на приближение экологической катастрофы.
Они развесили плакаты с лозунгами в защиту природы, против климатически изменений, против круизных лайнеров, заходящих в акваторию Венецию, против наплыва мигрантов…
Акция была не согласована с мэрией Венеции. Добровольно молодежь уходить не хотела, к обеду власти подтянули отряд полицейских, военных и красная дорожка была расчищена и готова принимать звёзд кино.
Мне довелось побывать на многих кинофестивалях, но Венецианский – один из самых демократичных. Даже без аккредитации и без билета ты можешь спокойно войти в зону фестиваля, пронести свою еду, технику и даже стремянку (чтоб лучше видеть).
В этом году я не сделала аккредитацию журналиста, так как в дни фестиваля училась и смогла выкроить только три дня.
Оказалось, что попасть на просмотр фильмов можно не только без бэйджа, но и – бесплатно! Есть залы, например “Перла”, куда выдаются купоны, их можно взять в биллетерии (кассах фестиваля).
Охранник театра в Тбилиси стал “преступным человеком”
В этом году, как и в прошлом, в основной конкурс фестиваля не попал ни один российский фильм. Но зато в программу “Горизонты” - вторую по статусу в Венеции, взяли фильм 50-летнего режиссёра Дмитрия Мамулии “Преступный человек”.
Понятно, что Дмитрий – грузин, но меня удивило, что фильм снят на грузинском языке. Ведь Мамулия вроде как российский кинорежиссёр и сценарист, художественный руководитель Московской школы нового кино. Самый известный его фильм “Другое небо” собрал в 2010 году огромное количество наград, включая “Нику”.
Узнав, что фильм на грузинском, мои друзья из России, отказались от просмотра, так как с английским у них – не очень.
- Фильм снят на условиях копродукции между Россией и Грузией. Между нашими народами не может быть вражды, - объяснил Дмитрий Мамулия на встрече со зрителями.
Картина начинается с убийства спортсмена, но внимание режиссёра приковано не к нему, а к случайному свидетелю, жизнь которого меняется под воздействием этого трагического факта. Меняется неожиданным для меня способом, если честно.
От нуара меня отвлекала только величественная природа Грузии и кабинки фуникулера, напоминающие пепелаци (летательные аппараты) из фильма Кин-дза-дза другого великого грузина Георгия Данелия.
Кстати, название фильму дало сенсационное исследование итальянского медика и криминалиста Чезаре Ломброзо: он уверял, что есть категория людей - “преступных” от рождения.
- Дмитрий, ваш герой – свидетель убийства. Он видит его издалека, но затем сам становится преступником. Неужели этого достаточно для такой трансформации?
- В жизни всегда так. Смотришь хронику и не понимаешь, как это вообще возможно: “мать убила ребенка, женщина бросила мужчину, мужчина убил отца...” Кино и литература пытаются все эти случаи объяснять, в итоге рождается ложь. Причины поступков редко лежат на поверхности, - объясняет режиссёр.
- Главную роль исполнил Гиорги Петриашвили, охранник театрального института в Тбилиси...
- Да, в моём фильме только одна профессиональная актриса – Наталия Джугели. Все остальные – люди с улицы.
С непрофессионалами сложно работать, особенно – концентрировать на поставленной задаче. Но от актёра никогда не добьёшься сакрального существования. Актёры играют, а я в кино люблю быть в контакте с личностью, которая существует в роли.
- Почему Гиорги не приехал на премьеру в Венецию?
- Не захотел ехать. Мы ему позвонили и пригласили, он отказался, сказал: “Не могу, занят”.
- Кто ваш ориентир в мире кино?
- Их много. Дрейер, Тарковский, Элем Климов.
Негрузинов в фильме всего двое, точнее две – девушка-свидетель преступления, за которой подглядывает главный герой. Она кстати единственная снималась обнаженной, даже писала перед камерой. Вторую русскую девушку герой выбирает своей жертвой. Не знаю, наверное, случайно, но мне бросилось в глаза.
Встреча со зрителями и журналистами происходила на грузинском и итальянском языках. Русскоязычные коллеги чувствовали себя неловко. Я задавала вопросы Дмитрию по-итальянски, переводчица переводила их на грузинский, Дмитрий отвечал по-грузински, переводчица повторяла по-итальянски… Абсурд, да и только. Ведь вся съемочная группа свободно владеет русским.
“Преступный человек” оставил у меня очень много вопросов, но я всё равно болела за него. Но он не взял ни одного приза.
Украинский режиссёр вернул Донбасс в состав Украины
Зато лучшим фильмом программы “Горизонты” впервые в истории киносмотра в Венеции стал украинский фильм.
Действие “Атлантиды” Валентина Васяновича происходит в недалёком будущем, в 2025 году. Донбасс возвращен в состав Украины. В центре сюжета - посттравматический синдром. Ветераны военных действий не могут приспособиться к мирной жизни. Волонтеры ищут и опознают трупы погибших, саперы разминируют опасные зоны.
Как и в фильме Мамулии, профессиональных актеров в “Атлантиде” практически нет – режиссер привлёк к съемкам военных, реально принимавших участие в боевых действиях на востоке Украины.
Фильм, конечно же, снят на украинском языке. При вручении статуэтки крылатого льва Васянович тоже произнёс речь по-украински. Однако, я была изумлена, когда на вопросы по-русски режиссёр отвечал на мове. Абсурд продолжился. Переводчица переводила ему с русского на украинский и обратно.
48-летний режиссёр не может не понимать по-русски, но он демонстративно выражал неприятие русского языка и вообще всех, кто представлял Россию.
В вапоретто рядом с мной сели журналисты из Украины, между собой они говорили по-русски. Я тоже с ними заговорила…
Страсть на телах павших солдат
Фильм заканчивается “триумфом жизни” - главные герои занимаются любовью в грузовике среди тел павших в войне за Донбасс солдат – русских и украинцев.
Васянович – оператор скандального фильма Мирослава Слабошпицкого “Племя”, где ему довелось снимать огромное количество эротических сцен.
“Атлантиду” Валентин Васянович задумал снять еще в 2017 году. Тогда его предыдущий фильм - драма без слов “Уровень черного” была номинирована на премию “Оскар” от Украины.
“Атлантида” - самое точное объяснение последствий массовой войны между Украиной и Россией, - говорит о своём фильме Валентин Васянович, - Самая большая проблема Донбасса - не экономический упадок, а экологическая катастрофа. Сотни шахт, из которых ранее была откачана вода, теперь заброшены и затоплены. Отравленная вода из них падает в колодцы и реки. Через несколько лет в этом регионе не будет питьевой воды, и Донбасс превратится в безжизненную пустыню, подобную Чернобылю”.
7 сентября, в день закрытия фестиваля и победы украинской “Атлантиды” произошёл исторический обмен заключенными между Россией и Украиной. Среди семи десятков освобожденных украинцев и режиссёр Олег Сенцов.
Если искусство могло хоть как-то поспособствовать этому событию, то это прекрасно и потрясающе! Владимир Зеленский (президент Украины) – сам человек из мира кино, и всё так совпало очень удачно. Жаль, что не смогло совпасть раньше...
Кроме того, в Венециии вне конкурса прошла премьера нового документального фильма украинского режиссера Сергея Лозницы “Государственные похороны” - о смерти и похоронах Сталина. Основой стали архивные кинохроники.
5 сентября режиссер Лозница отметил в Венеции юбилей – 55 лет.
Не знаю, связана ли победа в “Горизонтах” украинского фильма с политическими мотивами…
Золотой лев достался комиксу, а гран-при – персоне нон грата
Что касается жюри основного конкурса, то придраться к нему не смог никто.
Кинокомикс “Джокер” Тодда Филлипса все как один называли лучшим фильмом фестиваля-2019. Супергеройское кино для массового зрителя, да ещё комикс, впервые победило на престижном европейском кинофоруме. Хоакин Феникс блестяще исполнил главную роль. Фильм заслуженно получил “золотого льва”.
Гран-при досталось фильму 86-летнего Романа Полански за драму “Я обвиняю” (о деле Дрейфуса). Американская академия исключила Полански из своих рядов, он стал персоной нон грата после обвинения в изнасиловании несовершеннолетней.
Однако директор Венецианского фестиваля Альберто Барбера высказался так: «История искусств знает много художников, совершивших то или иное преступление, но мы все равно восхищаемся их работами».
«Руки я ему не подам, поздравлять с премьерой не стану, но о фильме буду судить честно» - заявила председатель жюри основного конкурса, аргентинский кинорежиссер Лукресия Мартель. И слово своё сдержала.
Текст и фото Катерины Мигулиной
Текст был опубликован на сайте газеты "Собеседник" 17.09.2019 года в сокращенном виде. Ссылка: https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20190916-respiratory-na-krasnoj-dorozhke
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:
7 проверенных лайфхаков, как провести время на кинофестивале в Венеции за ноль рублей
10 звёздных фильмов Венеции-2019