Часто можно услышать от специалистов этнографов, что праздник Купала является восточно-славянским, но наиболее архаичные традиции его празднования сохранились только в Беларуси. В белорусских деревнях Купальская ночь имеет до сих пор, в 21 веке, статус самого почитаемого народного праздника, никак не связанного с церковным или официальным календарем.
Купалье в Беларуси отмечают повсеместно
Древнейший праздник беларусов
И это объясняется очень просто Купала — древнейший праздник белорусского этноса, относящийся к такой глубокой древности, о которой подробно не могут рассказать даже археологи. По самым предварительным подсчётам, этому празднику не менее 3000-4000 лет, и он не имеет никакого отношения к Иоанну Крестителю, и поэтому добавление Иван Купала или Ян Купала означает только позднее желание двух ведущих церквей Беларуси, каким-то образом, взять под контроль массовые летние празднества в стране.
Романтичный праздник Купалье
Никаких особенных славянских традиций в празднике Купала нет, как не старались этнографы, но у них не получилось выявить связь Купалы с мифическим праздником Ярило. Этот языческий праздник якобы отмечали испокон веков финно угорские племена, где то неподалеку от Старой Ладоги. Купалу тоже отмечали в Московии 17-18 века, но связано это было с переселением на московские земли большого количества крестьян, угнанных в плен во время литовско-польских войн. А также традиционно этот праздник всенародно отмечали в Смоленской, Псковской, Брянской областях, землях которые несколько сотен лет входили в состав Великого Княжества Литовского.
Московская русская церковь всегда вела с этим праздникам непримиримую борьбу, на территориях проживания своей паствы, отголоски этой борьбы всплывают даже сейчас, в 21 веке. На Украине, Купалье отмечают издавна, тоже в пограничных с современной Беларусью регионах, как и в Польше. Такая география говорит об одном, что сердце, душа и основные традиции самого мистического праздника лежат на территории современной Беларуси, и о его настоящем происхождении можно только догадываться.
Купалье в Ракове
Общий праздник с шотландцами и ирландцами
Наиболее близкий к белорусскому Купалью — это кельтский праздник Лита, который в Великобритании уже стал практически мифом. Хотя ещё пару сотен лет назад Лита был основным праздником у шотландцев и ирландцев, гораздо более значимым, чем нынешние дни святого Патрика и святого Андрея.
Лита и Купалье сходятся абсолютно во всем:
- время проведения
- магическое значение папоротника
- горящее колесо в центре ритуального костра
- использование, в качестве ритуальных нарядов, свежей зелени
- гадание на будущую семейную жизнь
- мистические обряды, связанные с костром
Причем шотландцы никак не могли принести сюда этот праздник, так как первые шотландцы появились в ВКЛ в 15 веке, в роли городской стражи Гродно, Бреста, Полоцка, а первое упоминание о Купалье, на территории современной Беларуси, оставили источники в 13 веке.
Мистика огня на Купалье
Согласитесь, для того чтобы целая народность тысячу лет праздновала практически не переделанный кельтский праздник нужны весомые причины. А если учесть, что исходя из последних антропологических и генетических данных, население Беларуси не было подвержено массовой миграции и ассимиляции более 4500 лет, то вырисовывается совсем интересная картина. Это является свидетельством, что население Беларуси является одной из самых древних стабильно проживающих народностей, и кельтские истоки основного народного белорусского праздника как минимум не вписываются в классический миф о восточнославянских народностях.
Купалье в Дудутках