Помните сюжет Юноны и Авось? Ну наверняка да, потому что вещь очень известная. А мне тут приспичило узнать насколько этот сюжет является плодом творческой фантазии, и что там было на самом деле.
И как-то меня поразила эта история, потому что на самом деле она, на мой взгляд, оказалась даже более трагичной, чем повествует нам эта опера.
Имя графа Резанова связано с первой Российской кругосветной экспедицией в 1803 году и связанной с ней Российско-американской компанией. Корабли кругосветной экспедиции - Надежда и Нева - должны были под командованием Крузенштерна снабдить продовольствием Камчатку, укрепить позиции Российской Империи на Аляске и Тихом океане.
Собственно знакомство графа Резанова с Кончитой (Консепсьон Аргуэльо) состоялось после того, как Резанова, после прибытия на корбале Надежда в Петропавловск и неудачного дипломатического похода в Японию, освободили от участия в продолжении экспедиции, и повелели провести инспекцию русских поселений на Аляске. Русская колония на Аляске в это время натурально голодала: продовольствие ей поступало через Сибирь, морем, зачастую с испорченными продуктами (так как путь был неблизкий) и нужно было налаживать какие-то местные поставки пищи. И вот в этот момент Резанов и покупает на свои средства корабль Юнона, для обеспечения колоний продовольствием, и начинает строительство дополнительного судна - Авось.
В 1806 году Резанов прибывает в Сан-Франциско и налаживает отношения с губернатором Верхней Калифорнии Хосе Арильягу. И там же знакомится с комендантом крепости Хосе Дарио Аргуэльо и его дочерью.
Многие свидетели этой истории любви, полагали, что пылких чувств с обеих сторон здесь не случилось. Консепсьон Аргуэльо действительно была признанной красавицей - тонкая фигурка, шелковые локоны, изящно очерченное лицо. Ей было 15 лет на тот момент. Но 42-летний граф Резанов вел себя с ней крайне сдержанно и не казался ослепленным страстью. В то время как она была явно к нему расположена и прилагала много усилий, чтобы понравиться ему. Но в этом не видели каких-то искренних чувств. Окружающие объясняли эти ее стремления желанием покинуть испанские поселения и блистать в высшем свете на балах в Петербурге. В то же время, эта помолвка для графа Резанова расценивалась как налаживание дипломатических отношений.
После обручения в 1806 году граф Резанов должен был отбыть в Петербург, чтобы ходатайствовать перед императором о согласии папы Римского на этот союз. И вот в этом пути сказалась вся сила страсти графа. По расчетам путь туда и обратно должен был занять два года. Но граф торопился. Он практически не останавливался на своем пути. И когда в сентябре 1806 года он добрался до Охотска, его не остановила даже осенняя распутица и бездорожье. Современному человеку сложно такое представить, по современным представлениям дорог там просто не было. И он отправляется верхом. По грязи, по снегу и дождю, по холоду. И перебираясь на лошади через реки он несколько раз срывается из-за тонкого льда в воду. Простужается. Спит в снегу. И в итоге сильно заболевает и несколько дней лежит в горячке. Толком не оправившись, пролежав несколько дней в беспамятстве, он опять продолжил путь. И в конце февраля на своем пути он потерял сознание, упал с лошади и сильно ударился головой. 1 марта 1807 года граф Рязанов умер, так и не доехав до Петербурга.
В сюжете оперы Кончита ждала графа что-то около 50 лет. В жизни было не так. Она действительно ждала его до 1808 года, приходила на берег, садилась на прибрежные камни и смотрела на море в ожидании корабля. А в 1808 году ей пришло известие от брата графа - А.А. Баранова, где он писал, что девушка свободна от своего обещания и вольна выходить замуж за кого захочет. Кончита так и не вышла замуж. Вероятно, для нее уже не существовали другие мужчины. Какое-то время она участвовала в благотворительности, помогала отцу, а потом ушла в монастырь. В 1857 году ее не стало.
В 2000 году в Красноярске (в городе, где и умер Резанов) на Троицком кладбище поставили памятник — белый крест, на одной стороне которого написано «Камергер Николай Петрович Резанов. 1764—1807. Я тебя никогда не увижу», а на другой — «Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэлло. 1791—1857. Я тебя никогда не забуду».