О геймификации сейчас говорят все, ведь это новый мировой тренд – обучать с использованием игровых методик. Причем в буквальном смысле: играть в обучение становится важным для современных детей, выросших в среде видеоигр.
Основной принцип геймификации — обеспечение получения постоянной, измеримой обратной связи от пользователя, обеспечивающей возможность динамичной корректировки пользовательского поведения и, как следствие, быстрое освоение всех функциональных возможностей приложения и поэтапное погружение пользователя в более тонкие моменты.
Основные аспекты геймификации:
- динамика — использование сценариев, требующих внимания пользователя и реакции в реальном времени;
- механика — использование сценарных элементов, характерных для игр, таких как виртуальные награды, статусы, очки, виртуальные товары;
- эстетика — создание общего игрового впечатления, способствующего эмоциональной вовлечённости;
- социальное взаимодействие — широкий спектр техник, обеспечивающих между игроками взаимодействие, характерное для игр.
Вот пример Дэвида Хантера из Сиэтла, учителя географии.
В течение года ученики должны были прокладывать путь к спасению, чтобы основать колонию выживших. В таких условиях рельеф, климат и другие параметры были по-настоящему важны и интересны ребятам. Дети работали на компьютерах с географическими картами, пользовались комиксами и смотрели видео-ролики в Сети.
Этапы подготовки урока-игры
- Придумайте сюжет
Понаблюдайте, что занимает ребят в вашем классе: фильм, компьютерная игра, может быть, книга, которую ученики обсуждают на переменах. Подберите соответствующий актуальный игровой сюжет для изучения темы по предмету. В подборе сюжета поможет анализ трендов и предпочтений детей в целом, одногодок ваших учеников.
С моим классом (начальная школа) после похода в кинотеатр на «Пиратов Карибского моря» мы провели игру, где каждый мог придумать себе пиратское имя и биографию. В финале игры все участники отказывались от грабежа и выбирали себе новую профессию, вынимая символические предметы из сундука с сокровищами: маску (актер), расческу (парикмахер), перо (писатель).
Пример из учительской практики
- Определите цель игры
Изучение истории Египта (урок истории), морфологических признаков человека (урок биологии) или, к примеру, освоение навыков ориентирования (урок ОБЖ) можно превратить в игру. Но если цель игры в точности совпадет с целью урока, вряд ли ученикам будет интересно. Придумайте интригующую формулировку:
- «Разгадать тайну Фараона»
- «Узнать, кто из одноклассников на самом деле инопланетянин»
- «Выжить на необитаемом острове»
- Обозначьте правила
В сценарии игрового урока должна легко прослеживаться логика, причинно-следственные связи между его этапами должны быть очевидны. Каждое новое задание − шаг на пути к цели. Понимание этого факта рождает у детей азарт и энтузиазм.
В игровой сюжет урока легко интегрируются обычные учебные задания - упражнения, задачи, лабораторные опыты по физике, химии, биологии. Главное − придать им значимость, умело вписать в контекст. Хорошо, если они будут чередоваться с заданиями, которые крайне редко или вообще не используются в школьном обучении: шарадами, анаграммами, юмористическими задачками на логику и креативность.
Важно помнить, что примитивные или, наоборот, слишком сложные для учеников правила игры одинаково быстро снижают мотивацию детей в ней участвовать.
- Раздайте роли, разделите детей на группы по задачам
В уроке-игре цель всегда носит характер миссии и является общей для всех учеников класса. Однако очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал свою значимость, необходимость своего вклада в общее дело.
Необязательно придумывать персональные роли – дети могут работать в группах над решением одной из задач миссии. Одна группа будет заниматься у интерактивной доски, другая − за компьютером, третья − с раздаточным материалом, четвертая − в приложениях в смартфонах. При этом важно подчеркнуть, что, только объединив результаты работы всех групп, можно достичь цели.
Кроме того в Москве проводятся тренинги по геймификации в Impact Hub Moscow. Где любой желающий может обучиться основам игровых подходов.