Найти в Дзене
Рюкзак туриста

Заповедные магистрали, ведущие в Костромскую область

Пассажирские вагоны Монзенской железной дороги, в отстое на ст. Вохтога-2. Фото из открытых источников.
Пассажирские вагоны Монзенской железной дороги, в отстое на ст. Вохтога-2. Фото из открытых источников.

Путешествуя поездом, по главным магистралям страны, мы и не задумываемся, что есть железные дороги, на которых нет крупных станций, мчащихся экспрессов и толпы пассажиров. На этих дорогах, время словно остановилось. Здесь идёт своя тихая жизнь.

Кроме Северной железной дороги по Костромской области, связывающей наш регион с Москвой и С.-Петербургом, а также Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, проходят «заповедные магистрали». О них я расскажу в этой статье.

Монзенская железная дорога

Дорога берёт начало от ст. Вохтога - 2 Вологодской области. История Монзенской железной дороги берёт начало с 1929г., когда на реке Монзе, недалеко от села Демьяново, был создан Монзенский лесоучасток, принадлежавший тресту «Мосгортоп». Лес сплавлялся по рекам Монза и Кострома. Для его транспортировки применялись узкоколейки, в том числе с конной тягой. Железную дорогу с широкой коллеёй начали строить осенью 1933г. Одновременно появились станции: Монза, Истопная, Прудовица и другие.

Вокзал ст. Вохтога-2, в этом же здании находится управление Монзенской железной дороги. Фото из открытых источников.
Вокзал ст. Вохтога-2, в этом же здании находится управление Монзенской железной дороги. Фото из открытых источников.

В Вохтоге располагается локомотивное депо Монзенской железной дороги. К концу 1939 г. протяжённость ширококолейной железной дороги составила 41 километр. В дальнейшем не смотря на трудности военного времени строительство линии активно продолжалось.

Локомотивное депо ст. Вохтога-2. Источник фото: https://fototerra.ru/photo-page/Russia/Vologodskaja-oblast/244953
Локомотивное депо ст. Вохтога-2. Источник фото: https://fototerra.ru/photo-page/Russia/Vologodskaja-oblast/244953

В 1946г. был построен посёлок Каменка и к нему от ст. Истопная, подведена 17-километровая ветка. В 1950г. появился участок Прудовица — Лосья, откуда протянулась узкоколейка до посёлка Стеклянка. В эти же годы Монзенский леспромхоз стал полигоном для новой лесозаготовительной техники. На дорогу для загрузки стали заходить вагоны с сети МПС. По дороге возили делегации специалистов из дружественных стран. В 1959 г. перегон Лосья — Стеклянка был перешит на широкую колею и присоединён к Монзенской железной дороге. Тогда же открылся участок Стеклянка — Ламса — Солигалич, а в 1960 г. - Ламса — Гремячий (ветка на Солигалич осталась в стороне). Началось строительство пути в сторону посёлка Ида.

Схема Монзенской железной дороги. Источник: Яндекс.Электрички.
Схема Монзенской железной дороги. Источник: Яндекс.Электрички.

В 1970-е г. дорога окончательно перешла на тепловозную тягу. Движение поездов осуществлялось тепловозами «ТЭМ-2», «ТГМ-1», «ТГМ-3», «ТГМ-4», «ТГМ-6» и «ТГМ-23». А паровозы были списаны и порезаны на металлолом.

Маневровый тепловоз "ТЭМ-2". Фото из открытых источников.
Маневровый тепловоз "ТЭМ-2". Фото из открытых источников.

В 1988г. железная дорога была продлена до посёлка Кема. Таким образом, став одной из самых протяженных ведомственных ширококолейных линий в стране. Были планы и дальше построить перегон Кема - Никольск - Великий Устюг - Ядриха - Котлас, с последующей передачей МПС. Но перестройка и кризис 90-х г., так и оставили проект на бумаге.

Помещение дежурного по станции Кема. Фото из открытых источников.
Помещение дежурного по станции Кема. Фото из открытых источников.

По всем направлениям Монзенской железной дороги осуществлялось пассажирское движение. Исключением стал только Солигалич, куда в 1984г. была проведена автодорога и запущен автобус из Костромы.

Вокзал ст. Солигалич. Фото из открытых источников.
Вокзал ст. Солигалич. Фото из открытых источников.

Однако в Солигаличе стоит пассажирский вагон от электрички примерно послевоенного времени. Когда-то этим вагоном осуществлялись пассажирские перевозки до ст. Ламса.

Вагон от электропоезда серии «С» на ст. Солигалич. Источник фото: https://f.otzyv.ru/slideshow.php?id=92763:32288#a-116
Вагон от электропоезда серии «С» на ст. Солигалич. Источник фото: https://f.otzyv.ru/slideshow.php?id=92763:32288#a-116
Возможно этот тепловоз водил пассажирский вагон в Ламсу. Источник фото: http://rail-road.msk.ru/?view=3430
Возможно этот тепловоз водил пассажирский вагон в Ламсу. Источник фото: http://rail-road.msk.ru/?view=3430

По ст. Солигалич уже много лет осуществляется только движение грузовых поездов с продукцией Солигаличского известкового комбината.

Грузовой поезд из Солигалича. Источник фото: http://rail-road.msk.ru/?view=3424
Грузовой поезд из Солигалича. Источник фото: http://rail-road.msk.ru/?view=3424

На Монзенской железной дороге курсировал один пассажирский поезд сообщением Вохтога – Ида - Каменка. Состав формировался из трёх (а позже двух) плацкартных вагонов, поступивших с Северной железной дороги. Поезд из Вохтоги доходил до Истопной, где один вагон отцеплялся и с другим локомотивом следовал в Каменку, а остальной состав следовал в Иду.

Пассажирский поезд отправляющийся со ст. Вохтога-2 на Иду. Источник фото: http://infojd.ru/18/monza2013_03.html
Пассажирский поезд отправляющийся со ст. Вохтога-2 на Иду. Источник фото: http://infojd.ru/18/monza2013_03.html

С 2006 г. пассажирское движение было переведено на особый график. Поезд из Вохтоги ходил по средам, пятницам, субботам и воскресеньям. А в Вохтогу - по понедельникам, четвергам, субботам и воскресеньям.

На апрель 2012г. пассажирское сообщение на дороге полностью прекращалось. А с февраля 2014г. пассажирский поезд обслуживает только участок Вохтога — Каменка.

Сегодня Монзенская железная дорога является убыточной. Тарифы на грузоперевозки очень высоки, но лес возят.

Тепловоз "ТЭМ-2" ведёт состав с лесом по ст. Монза. Фото из открытых источников.
Тепловоз "ТЭМ-2" ведёт состав с лесом по ст. Монза. Фото из открытых источников.

Также станционные пути используются для отстоя грузовых вагонов РЖД.

Отстой грузовых вагонов на одной из станций Монзенской железной дороге. Источник фото: http://infojd.ru/18/monza2013_26.html
Отстой грузовых вагонов на одной из станций Монзенской железной дороге. Источник фото: http://infojd.ru/18/monza2013_26.html

Но, несмотря на нестабильное состояние, железная дорога продолжает работать.

Поездке по Монзенской железной дороге Олег Алюляй посвятил фильм «На дальней станции сойду». https://www.youtube.com/watch?v=aREXH6Q49QY

Шортюгская железная дорога

Начальный пункт линии – ст. Супротивный находится в Кировской области. Первые несколько километров пролегают по Кировской области, а дальше по Костромской. Протяжённость дороги составляла 51 км.

Станция Супротивный. Фото из открытых источников.
Станция Супротивный. Фото из открытых источников.

Шортюгская железная дорога строилась в 1930-х г. для вывоза продукции Шортюгского леспромхоза, получившего своё название благодаря реке Большой Шортюг. Изначально она была узкоколейной. Управление дороги находится в посёлке Полдневица. От нижнего склада леспромхоза Полдневицы в 1949г. была построена узкоколейная линия в направлении будущего посёлка Мостовик, а к 1985г. эта линия дотянулась до самого берега Ветлуги, придя к посёлку Зинковка.

Лесозаготовки давали жизнь нескольким тысячам жителей этого края. В 1950-х началось строительство ширококолейной железнодорожной ветви, по которой поддерживалась надёжная связь с "большой землёй".

Самым дальним пунктом Шортюгской дороги являлась ст. Малое Раменье, расположенная в Вохомском районе.

Бывшее станционное здание в Малом Раменье. Источник фото: http://infojd.ru/04/chortyug2012_01.html
Бывшее станционное здание в Малом Раменье. Источник фото: http://infojd.ru/04/chortyug2012_01.html

Железная дорога сделала этот труднодоступный угол Костромской области ближе к цивилизации. Вплоть до конца 1990-х годов с поездом «Кострома — Свеча» ходил прицепной вагон, отцеплявшийся на ст. Супротивный, и следовавший далее до Малого Раменья. Сейчас линия от посёлка Новый до Малого Раменья демонтирована.

Вагон "Малое Раменье - Кострома".  http://ivan-da-maria.org/2017/03/sudislavl-shortyug-makaryev
Вагон "Малое Раменье - Кострома". http://ivan-da-maria.org/2017/03/sudislavl-shortyug-makaryev

Пассажирское движение в последние годы своего существования обеспечивалось автомотрисой «АС-1».

Автомотриса «АС-1». Фото из открытых источников.
Автомотриса «АС-1». Фото из открытых источников.

В 2009 г. пассажирское движение было полностью отменено. Грузовое движение осуществляется изредка. Пути зарастают, а шпалы прогнили.

Состояние железной дороги на 2017г. Источник фото: http://www.gproxx.com/http://infojd.ru/04/chortyug2012_29.html
Состояние железной дороги на 2017г. Источник фото: http://www.gproxx.com/http://infojd.ru/04/chortyug2012_29.html

22 июня 2019г. на Шортюгской железной дороге побывала экспедиция московского клуба «Поезд на прокат».

Источник: https://www.poezdnaprokat.ru/aboutevent.php?event=249
Источник: https://www.poezdnaprokat.ru/aboutevent.php?event=249

Сейчас уходящие со ст. Супротивный, пути Шортюгской дороги занимают грузовые вагоны, принадлежащие "РЖД".

Отстой вагонов для сыпучих грузов. Источник фото: http://ivan-da-maria.org/2017/03/sudislavl-shortyug-makaryev
Отстой вагонов для сыпучих грузов. Источник фото: http://ivan-da-maria.org/2017/03/sudislavl-shortyug-makaryev

Очень высока вероятность того, что оставшуюся ветку "Супротивный – Полдневица" демонтируют.

Заволжск - Первушино

Железнодорожная линия Заволжск - Первушино была принята в эксплуатацию в 1973г.

Вокзал ст. Заволжск, так и не встретил ни один пассажирский поезд. Источник фото: https://railwayz.info/photolines/line/1102
Вокзал ст. Заволжск, так и не встретил ни один пассажирский поезд. Источник фото: https://railwayz.info/photolines/line/1102
Вид в сторону Первушино. Источник фото: https://railwayz.info/photolines/line/1102
Вид в сторону Первушино. Источник фото: https://railwayz.info/photolines/line/1102

Главной причиной строительства ветки стала необходимость железнодорожного подхода к предприятиям г. Заволжска и посёлка Островское.

Вокзал ст. Островское. Можно бесконечно ожидать пассажирский поезд. Источник фото: https://railwayz.info/photolines/line/1102
Вокзал ст. Островское. Можно бесконечно ожидать пассажирский поезд. Источник фото: https://railwayz.info/photolines/line/1102
Автомоториса АГД на ст. Островское. Источник фото: https://railwayz.info/photolines/line/1102
Автомоториса АГД на ст. Островское. Источник фото: https://railwayz.info/photolines/line/1102

Так новая железная дорога соединила Ивановскую и Костромскую области.

Первоначально железную дорогу планировалось провести через природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково». Однако администрация заповедника была против этого и обратилась лично к Л.И. Брежневу. Так железная дорога прошла в 5 км от Щелыково.

Движение поездов осуществляется тепловозами "ЧМЭ-3". Фото из открытых источников.
Движение поездов осуществляется тепловозами "ЧМЭ-3". Фото из открытых источников.

Планировалось сделать эту железнодорожную линию магистральной, с пассажирским поездом «Иваново – Свердловск». Но для этого нужен мост через Волгу, соединяющий Кинешму с Заволжском. В 1985 г. началось строительство двухъярусного железнодорожно-автомобильного моста. Однако с кризисом 1990-х г. стройка остановилась. А в 1999 г. МПС было принято решение о нецелесообразности железнодорожного транзитного хода. Не смотря на то, что мост был наполовину готов, его демонтировали.

Затем последовал новый проект моста, по которому осуществляется только автомобильное движение. Мост фактически оказался построен заново, причём в достаточно сжатый срок. От его предшественника были использованы только опоры. 7 ноября 2003г. автомобильный мост был открыт.

Вид на Кинешемский мост с угора. Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8d/Вид_на_Кинешемский_мост_с_угора.jpg
Вид на Кинешемский мост с угора. Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8d/Вид_на_Кинешемский_мост_с_угора.jpg

Сегодня линия Заволжск - Первушино, является малодеятельным участком с небольшим грузовым движением.

Станция Первушино. Источник фото: https://railwayz.info/photolines/line/1102
Станция Первушино. Источник фото: https://railwayz.info/photolines/line/1102
Прямо - главный ход на Галич, направо - ответвление на Заволжск. Источник фото: https://railwayz.info/photolines/line/1102
Прямо - главный ход на Галич, направо - ответвление на Заволжск. Источник фото: https://railwayz.info/photolines/line/1102

В администрации Северной железной дороги этот участок называют одним из самых убыточных и ненужных. Несмотря на тяжёлое положение, "плечо" железной дороги продолжает работать.

Хочется верить, что всё же придёт время, и малоизвестные железные дороги будут всё же востребованы по максимуму.