Путешествуя поездом, по главным магистралям страны, мы и не задумываемся, что есть железные дороги, на которых нет крупных станций, мчащихся экспрессов и толпы пассажиров. На этих дорогах, время словно остановилось. Здесь идёт своя тихая жизнь.
Кроме Северной железной дороги по Костромской области, связывающей наш регион с Москвой и С.-Петербургом, а также Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, проходят «заповедные магистрали». О них я расскажу в этой статье.
Монзенская железная дорога
Дорога берёт начало от ст. Вохтога - 2 Вологодской области. История Монзенской железной дороги берёт начало с 1929г., когда на реке Монзе, недалеко от села Демьяново, был создан Монзенский лесоучасток, принадлежавший тресту «Мосгортоп». Лес сплавлялся по рекам Монза и Кострома. Для его транспортировки применялись узкоколейки, в том числе с конной тягой. Железную дорогу с широкой коллеёй начали строить осенью 1933г. Одновременно появились станции: Монза, Истопная, Прудовица и другие.
В Вохтоге располагается локомотивное депо Монзенской железной дороги. К концу 1939 г. протяжённость ширококолейной железной дороги составила 41 километр. В дальнейшем не смотря на трудности военного времени строительство линии активно продолжалось.
В 1946г. был построен посёлок Каменка и к нему от ст. Истопная, подведена 17-километровая ветка. В 1950г. появился участок Прудовица — Лосья, откуда протянулась узкоколейка до посёлка Стеклянка. В эти же годы Монзенский леспромхоз стал полигоном для новой лесозаготовительной техники. На дорогу для загрузки стали заходить вагоны с сети МПС. По дороге возили делегации специалистов из дружественных стран. В 1959 г. перегон Лосья — Стеклянка был перешит на широкую колею и присоединён к Монзенской железной дороге. Тогда же открылся участок Стеклянка — Ламса — Солигалич, а в 1960 г. - Ламса — Гремячий (ветка на Солигалич осталась в стороне). Началось строительство пути в сторону посёлка Ида.
В 1970-е г. дорога окончательно перешла на тепловозную тягу. Движение поездов осуществлялось тепловозами «ТЭМ-2», «ТГМ-1», «ТГМ-3», «ТГМ-4», «ТГМ-6» и «ТГМ-23». А паровозы были списаны и порезаны на металлолом.
В 1988г. железная дорога была продлена до посёлка Кема. Таким образом, став одной из самых протяженных ведомственных ширококолейных линий в стране. Были планы и дальше построить перегон Кема - Никольск - Великий Устюг - Ядриха - Котлас, с последующей передачей МПС. Но перестройка и кризис 90-х г., так и оставили проект на бумаге.
По всем направлениям Монзенской железной дороги осуществлялось пассажирское движение. Исключением стал только Солигалич, куда в 1984г. была проведена автодорога и запущен автобус из Костромы.
Однако в Солигаличе стоит пассажирский вагон от электрички примерно послевоенного времени. Когда-то этим вагоном осуществлялись пассажирские перевозки до ст. Ламса.
По ст. Солигалич уже много лет осуществляется только движение грузовых поездов с продукцией Солигаличского известкового комбината.
На Монзенской железной дороге курсировал один пассажирский поезд сообщением Вохтога – Ида - Каменка. Состав формировался из трёх (а позже двух) плацкартных вагонов, поступивших с Северной железной дороги. Поезд из Вохтоги доходил до Истопной, где один вагон отцеплялся и с другим локомотивом следовал в Каменку, а остальной состав следовал в Иду.
С 2006 г. пассажирское движение было переведено на особый график. Поезд из Вохтоги ходил по средам, пятницам, субботам и воскресеньям. А в Вохтогу - по понедельникам, четвергам, субботам и воскресеньям.
На апрель 2012г. пассажирское сообщение на дороге полностью прекращалось. А с февраля 2014г. пассажирский поезд обслуживает только участок Вохтога — Каменка.
Сегодня Монзенская железная дорога является убыточной. Тарифы на грузоперевозки очень высоки, но лес возят.
Также станционные пути используются для отстоя грузовых вагонов РЖД.
Но, несмотря на нестабильное состояние, железная дорога продолжает работать.
Поездке по Монзенской железной дороге Олег Алюляй посвятил фильм «На дальней станции сойду». https://www.youtube.com/watch?v=aREXH6Q49QY
Шортюгская железная дорога
Начальный пункт линии – ст. Супротивный находится в Кировской области. Первые несколько километров пролегают по Кировской области, а дальше по Костромской. Протяжённость дороги составляла 51 км.
Шортюгская железная дорога строилась в 1930-х г. для вывоза продукции Шортюгского леспромхоза, получившего своё название благодаря реке Большой Шортюг. Изначально она была узкоколейной. Управление дороги находится в посёлке Полдневица. От нижнего склада леспромхоза Полдневицы в 1949г. была построена узкоколейная линия в направлении будущего посёлка Мостовик, а к 1985г. эта линия дотянулась до самого берега Ветлуги, придя к посёлку Зинковка.
Лесозаготовки давали жизнь нескольким тысячам жителей этого края. В 1950-х началось строительство ширококолейной железнодорожной ветви, по которой поддерживалась надёжная связь с "большой землёй".
Самым дальним пунктом Шортюгской дороги являлась ст. Малое Раменье, расположенная в Вохомском районе.
Железная дорога сделала этот труднодоступный угол Костромской области ближе к цивилизации. Вплоть до конца 1990-х годов с поездом «Кострома — Свеча» ходил прицепной вагон, отцеплявшийся на ст. Супротивный, и следовавший далее до Малого Раменья. Сейчас линия от посёлка Новый до Малого Раменья демонтирована.
Пассажирское движение в последние годы своего существования обеспечивалось автомотрисой «АС-1».
В 2009 г. пассажирское движение было полностью отменено. Грузовое движение осуществляется изредка. Пути зарастают, а шпалы прогнили.
22 июня 2019г. на Шортюгской железной дороге побывала экспедиция московского клуба «Поезд на прокат».
Сейчас уходящие со ст. Супротивный, пути Шортюгской дороги занимают грузовые вагоны, принадлежащие "РЖД".
Очень высока вероятность того, что оставшуюся ветку "Супротивный – Полдневица" демонтируют.
Заволжск - Первушино
Железнодорожная линия Заволжск - Первушино была принята в эксплуатацию в 1973г.
Главной причиной строительства ветки стала необходимость железнодорожного подхода к предприятиям г. Заволжска и посёлка Островское.
Так новая железная дорога соединила Ивановскую и Костромскую области.
Первоначально железную дорогу планировалось провести через природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково». Однако администрация заповедника была против этого и обратилась лично к Л.И. Брежневу. Так железная дорога прошла в 5 км от Щелыково.
Планировалось сделать эту железнодорожную линию магистральной, с пассажирским поездом «Иваново – Свердловск». Но для этого нужен мост через Волгу, соединяющий Кинешму с Заволжском. В 1985 г. началось строительство двухъярусного железнодорожно-автомобильного моста. Однако с кризисом 1990-х г. стройка остановилась. А в 1999 г. МПС было принято решение о нецелесообразности железнодорожного транзитного хода. Не смотря на то, что мост был наполовину готов, его демонтировали.
Затем последовал новый проект моста, по которому осуществляется только автомобильное движение. Мост фактически оказался построен заново, причём в достаточно сжатый срок. От его предшественника были использованы только опоры. 7 ноября 2003г. автомобильный мост был открыт.
Сегодня линия Заволжск - Первушино, является малодеятельным участком с небольшим грузовым движением.
В администрации Северной железной дороги этот участок называют одним из самых убыточных и ненужных. Несмотря на тяжёлое положение, "плечо" железной дороги продолжает работать.
Хочется верить, что всё же придёт время, и малоизвестные железные дороги будут всё же востребованы по максимуму.