В последнее время Герман Греф проявляет пугающую тягу к тематике образования. Еще не улеглось возмущение от его предложения упразднить математические школы. Напомню, что год назад на форуме "Открытые инновации" он сказал : " Я категорический противник математических школ, потому что это там, где отбирают детей и пичкают их одним монопредметом". Он полагает, что именно так было в Советском Союзе. Интересно, откуда он, гуманитарий по складу ума и образованию, может знать, как было в советских математических школах? Это мнение человека, никогда там не учившегося, и видимо даже не знакомого с людьми, которые там учились. Потому что, во-первых, называть математику монопредметом вообще странно. Даже простая школьная алгебра требует комплексного подхода, если не просто подставлять цифры в формулы. Какое-нибудь простое семью восемь для настоящего математика – это не просто 56, а 4-6 способов решения и еще воспоминания о 10-15 интересных случаях, связанных с этим числом.
Если же говорить о разных разделах математики, то вообще сложно представить обычного человека, который бы владел ими всеми одинаково хорошо. А если еще и вспомнить, что такие школы обычно физико-математические, то приставку моно- можно отнести только к количеству извилин, задействованных для измышления вышеприведенной ерунды в мозгу председателя Сбербанка.
Во-вторых, именно в физмат школах всегда активно развивались творческие направления, театральные, читательские клубы. Хотя бы вспомним, что самые смешные команды КВН всегда были (раньше, когда еще не нанимали специальных писателей за деньги) из технических ВУЗов, куда в большинстве своем поступали ученики именно физмат школ.
На мой взгляд, посыл его прозрачен: «Население, зачем тебе математика? Тебе всё посчитает Сбербанк. Верь нам, мы подскажем, как распорядиться твоими деньгами».
В начале сентября Греф вдруг с содроганием вспомнил школьные экзамены и предложил их отменить. Ну да, давайте уберем контроль знаний. Мотивированным ученикам, возможно, он действительно не нужен. Особенно по предметам, которые им интересны. Но все же мы понимаем, что основная масса школьников (и я такой была), учится не только ради получения знаний, ради открывающихся радужных перспектив для человека с развитым интеллектом, а ради того, чтобы не получить плохую отметку, чтобы не было проблем с пересдачами, ну и особенно с родителями. Не будет контроля – получим картину, которую нередко показывают в фильмах про американские школы, где дети на уроке занимаются своими делами, на учителя внимания не обращают, и чтобы заставить их учиться никаких механизмов нет. Честно говоря, мы уже не слишком далеки от подобной картины. Учитель не имеет права выгнать ученика с урока, не может поднять голос, не будучи сразу зафиксирован камерами телефонов с последующим выкладыванием в сеть и блеянием о бедных напуганных детишках. Фактически, учитель бесправен перед учениками и их родителями. Осталось отменить экзамены, и можно сразу выдавать детям аттестаты об окончании школы прямо в первом классе, всё равно, если не хотят, то учиться они не будут, и будут уничтожены критерии оценивания знаний.
Теперь Греф выступил в Новосибирском университете и заявил, что образование должно быть комплексным, всесторонним. А вот, например, «одно медицинское образование сейчас никому не нужно, так же, как «чистые» физики и математики». А вот мне, если вдруг будет хирург операцию делать, совсем не нужна его «всесторонность» и «комплексность». Мне не нужно, чтобы он хорошо играл на скрипке и разбирался в архитектуре средних веков. Мне нужно, чтобы он был хорошим хирургом, который точно знает, что, зачем и как надо резать, и как это всё потом зашить. Думаю, и самому Герману Оскаровичу, если доведется, на практике, а не в теории, будет важно то же самое.
Из вышесказанного можно сделать только вывод, что Греф всеми силами пытается раскрутить свою суперплатную (стоимость обучения до 90 т.р. в месяц), хотя и убыточную Хорошколу, и пристроиться ко всем возможным образовательным проектам, чтобы подзаработать еще копеечку на свою безбедную старость.