Саксофон, несомненно, является одним из самых популярных инструментов 20-го века.
Морис Равель, Джон Колтрейн и даже Битлз: все попали под его чары!
« Он богатый, мягкий и живой, с огромной силой »: эти слова были выбраны композитором Гектором Берлиозом для описания звука саксофона в « Journal des Débats» 12 июня 1842 года.
Сакс , как его часто называют музыканты, родился не с появлением джазовой музыки. Он появился намного раньше, в начале 19-го века, первоначально задуманный его создателем Адольфом Саксом как мощный оркестровый инструмент.
От амбиций его создателя до принятия инструмента не только джазовым сообществом, но и другими группами, такими как Pink Floyd и The Beatles , вот история саксофона, инструмента с тысячей лиц!
На самом деле саксофон является членом семейства деревянных духовых инструментов благодаря тростнику в его мундштуке, который под воздействием воздуха, который дует музыкант, начинает вибрировать, создавая звук.
Луи де Бешамель был изобретателем легендарного соуса, семья Джакузи разработала терапевтическую ванну с подогревом, а Жюль Леотард изобрел купальник . Неудивительно, что Адольф Сакс создал саксофон.
Сын производителя музыкальных инструментов, Адольф Сакс постоянно исследовал и экспериментировал в надежде улучшить и усовершенствовать инструменты, производимые семейным предприятием .
Так родился в 1940-х новый инструмент: саксофон
В основе промышленной революции
В 1841 году г-н Сакс представил свой саксофон жюри на выставке «De l'industrie belge» (Бельгийская промышленная выставка). Сакс выбрал промышленную выставку, а не концертный или музыкальный салон из-за того, что его изобретение по-настоящему принадлежало великим техническим инновациям века.
В течение 19-го века европейское производство музыкальных инструментов претерпело важные изменения. Производители были вдохновлены последними достижениями в области механики и начали использовать различные материалы , что привело к созданию новых инструментов, таких как валторна, туба и саксофон!
В отчете « Промышленной выставки Бельгии» 1841 года написано, что « первым бельгийским производителем инструментов, который преуспел в этом индустриальном направлении, был мистер Сакс». Адольф Сакс, гордость нации, промышленный гений своей страны. Но изобретатель быстро собрал свои вещи и направился в Париж
Мистер Сакс в Париже
В 19 веке лучшие производители инструментов находились в Париже, за чем внимательно и с большим интересом следил композитор и музыкальный критик Гектор Берлиоз. Во втором издании своей « Traité d'instrumentation», опубликованном в 1855 году, он позаботился о том, чтобы упомянуть о nouveaux instruments [ новых инструментах ] своего времени, в частности о мсье Саксе.
Что касается саксофона, то от него Берлиоз был в восторге. Этого уже было достаточно, чтобы Адольф Сакс переехал в Париж. Он основал свою собственную мастерскую на улице Сен-Жорж, соперничая с известными парижскими мастерами, которые с опаской наблюдали за амбициозным «незнакомцем».
Саксофон в оркестре
« Эти новые голоса, появившиеся в оркестре, обладают самыми редкими и ценными качествами », - писал Берлиоз, обсуждая инструменты мистера Сакса.
Вы правильно прочитали: новый инструмент Адольфа Сакса был отдан « оркестру ». Хотя саксофон впервые (и в основном) использовался военными духовыми оркестрами, он также был принят многими великими композиторами «серьезной» музыки.
Гектор Берлиоз был первым, кто призвал использовать инструменты Сакса в 1844 году. Жорж Бизе вскоре последовал со своей Арлезианкой , Жюль Массне в своей опере « Вертер» . Широкое увлечение инструментом молниеносно распространялось: в 20-м веке саксофон также вдохновил Клода Дебюсси ( Рапсодия для саксофона и оркестра ), Мориса Равеля (в знаменитом Болеро ), Сергея Прокофьева (для его балета Ромео и Джульетта) ) и бесчисленное множество других.
Gold Men Sax
Хотя классические композиторы проявили большой энтузиазм по поводу нового изобретения Сакса, именно джазмены подняли саксофон до максимально возможного состояния, превратив его в жесткий сольный инструмент.
Откуда такой энтузиазм? Причин может быть столько же, сколько и саксофонистов, но может показаться, что джазовые исполнители нашли в этом уникальном инструменте неограниченный источник звука, выражение, близкое к человеческому голосу, и богато нюансированную звучность. Коулмен «Хок» Хокинс , Сидни Бечет (и его уникальное вибрато), Чарли Паркер , Джон Колтрейн : трудно отследить бесчисленных королей саксофона.
Широкая привлекательность саксофона была также обусловлена его «маргинальностью».
Марсель, принц духовых инструментов
Нельзя обсуждать саксофон без упоминания одного из его величайших мастеров: Марселя Муле . Муле родился в 1901 году и умер ровно через 100 лет. Сын саксофониста в местном духовом оркестре, он должен был стать учителем, согласно пожеланиям своего отца. Первоначально Марсель подчинился, но Марсель был не только упрям, как Мул, но и страстным игроком на саксофоне, и в итоге присоединился к оркестру Французской республиканской гвардии.
Марсель Мул быстро стал одним из самых почитаемых французских саксофонистов 20-го века, особенно выступив на премьере « Болеро » Равеля в 1928 году и преподавал саксофон в Консерватории Парижа в течение 26 лет. Таким образом, Марсель Мул способствовал появлению целого поколения всемирно известных саксофонистов, обеспечивая светлое будущее для творчества Адольфа Сакса.