Найти тему
Хутор Щепетнёвка

Лайфхак или история?

Собственая фотография
Собственая фотография

Не то ты пишешь, говорит мне добрый человек. Какие-то воспоминания, какие-то тайны. Проще быть нужно, проще и ближе к жизни, тогда люди к тебе и потянутся. Напиши, как сделать жизнь дешевле: сэкономить пятьдесят рублей в магазине, сто – на авиабилетах и двести – на покупке дома. Лайфхак называется.

Да ведь скучно, душа моя, отвечаю я. Скучно шарить глазами по мостовой в поисках медяков и не замечать ни огромной луны, ни замка, ни даже памятника Францу Фердинанду.

Собственная фотография
Собственная фотография

А ты понудь себя. Понудь и совмести. Один абзац про луну, другой – про экономию этого самого медяка, то есть ста рублей.

Вам нужно лайфхаков? В самом деле? Их есть у меня.

Знаете ли вы, что такое МНН? Нет, вы не знаете, что такое МНН!

Объясняю: МНН – это международное непатентованное название медикамента. Его суть. А уж в какую обертку нарядит его фармфирма, каким названием наградит – это маркетинг. И цена может отличаться в разы. В десятки раз. Купи дешевый дротаверин вместо дорогой но-шпы, и будет тебе счастье.

Ну так и качество известных фирм много выше качества неизвестных, не так ли?

Не так.

Достоверных исследований, подтверждающих хоть сколь-нибудь значимое превосходство оригинального препарата перед его дженериком, то есть воспроизведенной копией, нет. То есть самих-то исследований немало, только вот результаты противоречивы. Зачастую в пользу того, кто это исследование заказал и, соответственно, оплатил.

Конечно, оригинальный препарат дороже. Фирма, помимо прочего, оплачивает многолетние исследования, испытания, проверки, что вылетает в копеечку, и потому резонно хочет не только вернуть своё, но и получить выгоду. А тут пришел кто-то на готовенькое, включил конвейер и сбил цену.

Но всё не просто.

Возможны три хороших варианта и два плохих.

Первый хороший – производитель дженерика честно купил лицензию. Тут претензий нет.

Второй – производитель выждал окончание время действия патента и развернул производство. Опять претензий нет. Разве что лекарство малость подустарело, но многими лекарствами вековой давности мы успешно лечимся и по сей день.

Третий – производитель попрал права правообладателя и делает лекарство, нисколько не смущаясь. Так, например, поступили некоторые латиноамериканские страны с препаратами от ВИЧ-инфекциии. Эпидемия растет, денег на патентованное средство нет, выбор – либо умирать, либо нарушить закон. Они и нарушили. Впрочем, многие фирмы сделали хорошую мину при плохой игре и задним числом выдали лицензию на производство по значительно меньшей цене. России это пока не касается.

Во всех трех случаях ориентируйтесь не на фирму, а на свой кошелёк.

Два плохих. Первый – перед вами откровенная подделка. С виду похожа на лекарство, а внутри подкрашенный мел или водичка в ампуле. Или из экономии вместо пятисот миллиграммов действующего вещества таблетка содержит пятьдесят. Совершенно неважно, кто значится производителем на упаковке. При нынешнем развитии печатного дела подделают всё – и шрифт, и логотип.

Такое в девяностые встречалось нередко. Сейчас не девяностые, но ухо следует держать востро.

Второе – лекарство хорошее, но субстанции куплены за границей по дешевке на грани срока годности, пока везли, таможня, то, другое... Или хранили неправильно. Или первое плюс второе.

Экономическое положение – оглянитесь сами, болеют не меньше прежнего, соблазнов выпустить не-лекарство много.

А как проверить?

А – никак. Вы ж не лаборатория. Уповайте на честность отечественных торговцев. Вы же верите отечественным торговцам?

Кстати, подобное случалось и с самыми знаменитыми людьми. В тысяча девятьсот двадцать первом году в стране бушевал сифилис. И вот на валюту у солидной фирмы купили лучший на тот день противосифилитический препарат, неосальварсан. Не для всех, конечно, а чтобы пролечить человек двести. Выдающихся и видных большевиков.

Но оказалось, что препарат не помогает. Абсолютно. Стали разбираться. Выяснилось, что вместо неосальварсана в ампулах, якобы доставленных из-за границы, находился подкрашенный физраствор, то есть обыкновенная поваренная соль.

1/VI 1921 г.

Секретно

ВЧК тов. Уншлихту

Предлагаю дело о покупке негодного неосальварсана довести до конца и строжайше наказать как виновников злоупотребления, так и лиц, по недосмотру которых допущено это злоупотребление. Об исполнении донести.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. Ульянов (Ленин)

Такой вот лайфхак.