"Подарок" — самый известный объект Мэна Рэя, созданный им в 1921 году. Для художника это время — период перехода от дадаизма к сюрреализму, и "Подарок" — лучшая иллюстрация процесса этой трансформации.
На первый взгляд, "Подарок" прекрасно вписывается в популярное, но, увы, ошибочное, определение сюрреалистической работы, данное Лотреамоном, как "случайная встреча зонтика и швейной машинки на операционном столе". Для создания этой работы Мэн Рэй прикрепляет к подошве утюга 14 медных гвоздей, и, казалось бы — сюрреалистический объект готов: вот она — случайная встреча утюга и гвоздей.
Однако, то, что мы видим перед собой, не является противостоянием двух разнородных объектов. Мэн Рэй не дает объектам сохранить собственную идентичность, но использует их комбинацию для создания совершенно нового, доселе невиданного, объекта, представляющего собой мутацию знакомого и полезного в быту утюга.
Именно потому, что объект утрачивает свою практическую цель, он вступает в неразрешимый конфликт между своей запрограммированной функциональностью и сбоем в исполнении заданной функции. Именно на этом моменте сосредоточено пристальное внимание и ирония дадаистской работы Рэя.
На фото — одна из копий, выполненная самим художником в 1970 году, ввиду кражи оригинала.