Найти в Дзене
Клуб «Валдай»

Идлиб - нерешённый вопрос "Астаны"

Лидеры Ирана (Хасан Рохани), Турции (Реджеп Эрдоган), России (Владимир Путин). Фото: © AP Photo/Pavel Golovkin
Лидеры Ирана (Хасан Рохани), Турции (Реджеп Эрдоган), России (Владимир Путин). Фото: © AP Photo/Pavel Golovkin

На этой неделе президенты Турции, Ирана и России встретились в Анкаре, чтобы обсудить среди прочего последние события в Сирии на фоне обеспокоенности Турции последствиями наступления сирийских правительственных войск в последнем мятежном анклаве Идлиб, отмечает эксперт клуба "Валдай" Дарин Халифа.

Россия поддержала наступление на этот последний оппозиционный анклав, чтобы отодвинуть повстанцев от российской авиабазы в Латакии, открыть шоссе Дамаск – Алеппо и в конечном итоге захватить город Идлиб, столицу провинции, которую повстанцы удерживают с 2015 года. В течение последних шести месяцев большая часть Идлиба и его окрестностей подвергалась интенсивной атаке со стороны сирийской арабской армии на суше и российских военных самолётов в воздухе. Правительственным силам удалось захватить стратегические населённые пункты, в том числе средневековый город-крепость Калаат аль-Мадик, важный пункт пропуска в Идлиб, а также города Кафр-Набуда и Хан-Шейхун. В результате этого жестокого наступления погибли 1089 мирных жителей и 600 000 были вынуждены покинуть свои дома.

Турция согласилась с тем, что умеренные повстанческие группы будут отделены от радикалов, а последние сложат оружие и уйдут из определённой демилитаризованной зоны. Тем не менее, Москва и Анкара расходятся в том, какие повстанческие группировки в Идлибе должны быть признаны террористическими.

Сегодня возвращение к существующему пониманию сочинских договорённостей принесёт мало пользы, отчасти потому, что – следует признать неудобную реальность – любое устойчивое соглашение должно будет учитывать разногласия между Россией и Турцией в отношении некоторых ключевых игроков в Идлибе, включая ХТШ. Россия может помочь сирийскому режиму сокрушить Идлиб, если она того пожелает и если она захочет заплатить тяжёлую цену победы, включая тысячи джихадистов, разбросанных по всей Сирии и за её пределами. Однако, если Москва надеется сэкономить на этих затратах, она должна рассматривать альтернативы военной победе с серьёзными последствиями для безопасности.