Архив. 18.09.1919
Письмо заведующего отделом мусульманского ближнего востока нар. ком. по ин. делам тов. Наримана Нариманова шейху Гоцинскому, духовному вождю Дагестана
Милостивый, Государь, Гаджи Неджмеддин Эффенди.
Вы помните, как-то в гостях у Гайдарова, еще до революции в россии, на мой вопрос, существует-ли связь между Турцией и Дагестаном, вы ответили: "Мы с нетерпением ждем турок, все, как один человек, восстанем против царя" и т.п.
Я тогда на вас смотрел, как на духовного вождя невежественных темных лезгин. Вами тогда руководила идея панисламизма и стремление ваше восстать против царя и присоединиться к Турции мне было понятно.
Но случилось так: не вы восстали против царя, а русские рабочие, которые и вас освободили от царского гнета.
А Турция пришла совершенно беспрепятственно спустя 10 месяцев, так как путь до Баку был свободен и только близ Баку она встретила сопротивление со стороны немногочисленных большевистских отрядов. В этой неравной борьбе вы тоже со своими лезгинами были против большевиков, желая облегчить путь туркам.
Большевики ушли. Вы с турками заняли гор. Баку: организовалось два мусульманских государства - Азербайджан и Дагестан под протекторатом яко-бы Турции. Что вам еще нужно было? Пространство почти от Константинополя до Дагестана включительно без всякого восстания с вашей стороны очутилось в руках мусульман, действовавших тогда под флагом панисламизма. Казалось бы, что вы близки к своей цели. Нужно было только объединить всех мусульман и начать мирную жизнь строительства. Но; оказывается, вы не очень-то дорожили турками. Они пришли, но вы очень легко с ними и расстались. Немцы приказали им уйти, и они ушли. Затем уходят немцы, и на их место приходят англичане - эти исторические враги мусульман; они начинают хозяйничать, сеять вражду между мусульманами, между молодыми мусульманскими "республиками", и вы не только молча переносите все это, но даже помогаете упрочению власти англичан на Кавказе... Теперь англичане уходят, и место их, с их же ведома и согласия пришел к вам в Петровск царский генерал Деникин, который уже объявил Кавказ неделимой частью единой России. Вы опять молчите, т.е., по видимому, опять желаете надеть на себя ярмо русского царя.
Другого вывода я не могу делать
От вас, как от духовного вождя с особенным складом политического ума, и требовать нельзя, конечно, чтобы ход событий вы понимали так, как я его понимаю, но в то же время я имею право спросить вас: где же у вас последовательность?
Вы жаждали прихода турок, чтобы освободиться от гнета русского царя, и в то же время, совершенно легко освободившись от него, вторично подставляете свою шею под ярмо Деникина, который, без всякого сомнения. несет с собой царскую власть. Неужели вы будете ссылаться на то, что у вас нет силы выставить против Деникина? А вы выставляли хоть какую-нибудь силу против порабощения кучкой отрядов немцев и англичан? Вы хоть сколько-нибудь реагировали в то время, когда жданного и всеми вами желанного турка попросили уйти восвояси?
Где же осталась ваша пан-исламистская идея?
Я хорошо помню: как-то во время беседы, на мой вопрос- как вы думаете после освобождения от гнета царя действовать, вы ответили: "У нас есть Коран и кинжал".
Где же теперь ваши Коран и кинжал?
Я уверен, что у вас на все эти вопросы нет ответов, которыми бы вы могли себя оправдать, но, впрочем, у вас может быть одит ответ: все это вы делали и делаете для того, чтобы не попасть под влияние большевиков.
Но если вы честный духовный вождь, и вами руководит только идея панисламизма, то зачем вам бояться большевиков. Ведь, они говорят: кто какую веру любит, пусть свободно исповедует. Государство не должно вмешиваться в религиозные дела. Большевики говорят: каждый народ свободен, может свободно самоопределиться.
Чего вам еще нужно?
Слушайте, Гаджат Неджмеддин Эффенди. Будем откровенны в такой решительный и ответственный момент. Ведь, вы боитесь большевиков по тому, что они будут мешать вам развивать, распространять идею панисламизма. Нет. А вы боитесь их потому, что они за власть трудящихся и против власти помещиков, ханов и беков. Вот, собственно говоря, где секрет. Я не хочу далее об этом распространяться, так как этим я задел бы кровно лично вас... Вы духовный вождь и в то же время как крупный помещик, конечно, понимаете меня, но понимаете ли вы то, что сейчас делается вашими руками? Вы из-за личных интересов подпускаете к Дагестану царского генерала Деникина, защитника интересов помещиков, для того, чтобы он опять восстановил власть царя, который не раз надругался над религиозными чувством мусульман, который отважных честных сынов Дагестана, родины героя Шамиля, превратил в бессловесных жалких рабов.
Русские рабочие освободили этих рабов; Рабоче-Крестьянское Правительство Советской России дает им полную свободу самоопределиться. а вы, наместник Шамиля, ведете их под ярмо царизма.
Слушайте, Гаджи Неджмеддин Эффенди.
Деникин уже отступает и будет разбит Красной армией Советской России. Если одновременно с вашей стороны не будет активных действий против Деникина, в таком случае в то несомненно близкое время, когда в Дагестане восторжествует народная власть, вам придется отвечать за все, что там до сих пор делалось. Но если вы своими силами прогоните Деникина и этим покажете что не хотите быть рабами, тогда Вы поможете самоопределению своего народа. Вы знаете, что Советская Россия не навязывает своей власти народу, если он сам не пожелает ее. Передайте все это и Азербайджану... Будьте уверены, что час расплаты близок. Если прогоните Деникина, но помешают вам связаться с нами англичане, то все равно решено прогнать и их, чтобы раз навсегда положить конец всей гнусности разбойничьей шайки. Разбойники должны быть уничтожены, где бы они ни находились. Ведь, это есть и требование Шариата. Не правда-ли? Но вы, по видимому, не хотите исполнить требование Шариата. Так за вас исполнят большевики...
Н. Нариманов