То, что случится с ней, ей даже и присниться не могло. Великолепные залы в Зимнем дворце, рукоплескание толпы, Белый дом, прием у президента Америки Вильсона. Туманный Лондон...
Мария Бочкарёва, героиня, известность которой была вычеркнута из истории. Остались лишь презрительные строки Маяковского «Дуры Бочкарёвские», которые повествовали о женщинах, защищавших Зимний дворец, в ночь октябрьского переворота.
Кто же такая на самом деле «русская Жанна д’Арк», Мария Бочкарёва, четырежды раненная и с четырьмя Георгиями на груди.
Многие годы, не было ответа на этот вопрос, как и каких-либо сведений, повествующих о жизни столь незаурядной личности. Чего только не болтал народ... и то, что она жена белого полковника, которая мстила за мужа, и что она лично беседовала с Лениным, и даже то, что она Американская шпионка…. Почему же именно эту девушку вычеркнули из истории? Возможно, потому что она – золотопогонница, белый офицер, или потому, что Бочкарёва выросла в нищете, «пролетарский представитель», — никак не вписывалась в рамку, сколоченную большевистской идеологией для портрета «женщины из народа».
13 мая 1918 года, на побережье Сан – Франциско в Америке прибывает корабль с Бочкарёвой на борту. По прибытию, ей устраивают встречу, как национальной героине, устраивают в её честь обеды. Её имя не сходит с газетных заголовков.
10 июля президент Соединённых штатов Вильсон, устраивает встречу «русской Жанне д'Арк», таким прозвищем нарекли Марию репортёры и местные зеваки. Трудно было представить, что эта утомленная, припадающая на больную ногу, седая женщина, являлась командиром «женского батальона смерти».
Президент сказал, что считает за честь познакомиться с женщиной-офицером, овеянной такой громкой славой. На его вопрос:
«Кто прав и кто виноват в России?» — Бочкарева ответила с истинно дипломатической уверткой: «Я слишком мало разбираюсь в этом вопросе и боюсь попасть в ложное положение».
Тем не менее женщина просила пушек, танков, продовольствия и помощи живой силою, чтобы покончить с несчастьем России. Из этого ясно, каковы были ее политические симпатии.
Бочкарева поначалу сдерживала себя, говорила медленно и бесстрастно. Но даже здесь, среди высокопоставленных и, по сути, чуждых ей людей, пережитое, увиденное ею и в столице, и в родной сибирской деревне настолько переполняло ее сердце, что, забыв о протокольных церемониях, она не выдержала и заговорила о том, о чем говорила и с курсистками, и с государственными мужами. В стране разруха, голод, люди убивают друг друга. Переводчик не успевал за страстной речью. Бочкарева уже не казалась президенту суровой и воинственной женщиной. Перед ним была БОГИНЯ ВОЗМЕЗДИЯ, ФУРИЯ.
Аудиенция в Белом доме закончилась весьма эффектной сценой. Русская Жанна д’Арк опустилась на колени и протянула к президенту руки: ПОМОГИТЕ! Ответом на этот душераздирающий жест были слезы, показавшиеся на глазах Вильсона. В тот миг он, растроганный и взволнованный, и впрямь почувствовал себя будущим спасителем гибнущего, исстрадавшегося народа.
Добившись положительного ответа, Мария отправилась домой, на родину. Но по прибытии, её вера в белое движение, вера в спасение России, пошатнулась… Поняв, что война уже проиграна, Бочкарёва возвращается на свою родину в Томск, и «весит свою винтовку на гвоздь». Привыкшая довольствоваться малым, Мария начинает шить и продавать шинели, чтобы хоть как-то помогать отцу с матерью.
Однажды прогуливаясь по рынку, к Марии подбежал маленький мальчик и попросил:
«Бабушка, дай на пряник...».
Бочкарева сунула ему деньги и, вернувшись домой, подошла к маленькому зеркалу. Посмотрев на неровно отросшие седые патлы, Мария расплакалась.
Зимой 1919 года, в город пришли красные, и не став долго ждать Мария решает сдаться. Выслушав рассказ Марии о её нелёгкой судьбе, и на просьбы вступить в партию, ей ответили отказом. А меньше, чем через месяц, Бочкарёву арестовали. Следующие полгода Мария провела в тюрьме. В своих показаниях она говорила следующее:
«Я верила в Колчака и в его правоту, а потому не осталась в Советской России. Позже я во всем разобралась и решила бросить всю службу и считала, что глубоко ошиблась».
Основываясь только на показаниях самой Бочкарёвой, без привлечения каких-либо свидетелей, было вынесено постановление:
«Бочкарёву Марию Леонидовну, расстрелять, как непримиримого и злейшего врага Советской власти».
Марии Бочкаревой шел тридцать второй год…
По материалам статей сайта: https://www.booksite.ru/lichnosty/index.php?action=person_page&pid=285&sub=workabout&cid=21