Проблемой предпринимателя в связи с действием закона 115-ФЗ может оказаться необходимость судебного разбирательства с банком по вопросу блокировки счета. Банки нередко не меняют решение о блокировке счета, несмотря на представленные документы. В связи с чем, перед директором организации или собственником бизнеса встает серьезный вопрос о приоритетах в защите прав и законных интересов.
С одной стороны, возникает необходимость в выводе средств со счета, иногда любыми путями и под любой процент. Банки не стесняются пользоваться таким уязвимым положением предпринимателя и ставят высокие проценты комиссии, которая удерживается из суммы для перевода со счета. Процент может быть не указан банком напрямую в договоре, и сумма комиссии становится известна только по факту уже совершенной банковской операции.
Представим, что на счете находятся не отдельные части бюджета компании, а весь ее капитал. Серьезные проблемы, не правда ли? В такой ситуации не удивительно, что предпринимателю не до прямых конфликтов с банком по вопросу оспаривания блокировки им счета. Приоритет иной.
Однако случаются ситуации, когда действительность возвращает предпринимателя к вопросу об оспаривании блокировки счета и в таком случае. Указанная ситуация возможна, когда иные банковские организации получили информацию о блокировке счета Вашей компании. Вам могут отказать в другом банке в открытии другого счета для перевода денежных средств. Как правило, в таком случае либо банк не дает каких-либо официальных пояснений, либо специалист банка сообщает в устном порядке о включении организации и ее участников в некий «черный список». Иными словами общий банковский рейтинг организации упал в связи со случившимся в одном банке. В связи с чем, надежность организации была поставлена под серьезную угрозу.
В такой ситуации предприниматель и обращается к специалистам. Ему предлагается определиться: оспаривать будем факт блокировки счета, факт отказа в открытии счета в другом банке, факт отказа в переводе средств со счета на другой, факт снятия комиссии в размере, не указанном в договоре.
Очень важно понимать, что действительно произошло с вашим счетом. Бывают случаи, когда банк приостанавливает дистанционное банковское обслуживание счета (иными словами не работает онлайн-кабинет), отказывает в проведении конкретной банковской операции, отказывает в переводе средств со счета после его блокировки. Блокировкой счета такие действия банка не признаются (следует различать понятия), несмотря на то, что комплекс способов по защите интересов предпринимателя в данном случае схожи. Это только один из случаев.
Следует отличать также, чей счет заблокирован. В случае если вы предполагаете, что банк может посчитать одну из ваших сделок подозрительной, но при этом счет был заблокирован у директора организации – нельзя путать владельцев счета. Действительно, такая причина блокировки возможна (блокировка из-за действий контрагента), но защищать свои и права и интересы должна не организация, а физическое лицо. Существовали случаи, когда причина блокировки выявлялась иная, чем предполагается предпринимателем. В такой ситуации сообщать банку ваши подозрения о причинах блокировки не стоит, необходимо занимать позицию участника гражданских отношений, ничего не подозревавшего и официально информируемого банком.
Вернемся к случаю оспаривания блокировки предпринимателем, которому важно вывести средства с заблокированного счета. В силу изменения обстоятельств, в которые он попадает из-за отказа ему в открытии счета в другом банке, необходимо еще раз пересмотреть приоритеты и утвердиться в том, чем конкретно будет заниматься специалист, на что будет направлена его деятельность.
С другой стороны, если предпринимателю денежные средства на счете не так важны, как сам факт блокировки и его репутация в банках (осведомлен о «банковском рейтинге»), то при обращении к специалисту стоит напрямую сообщить только об указанной цели обращения.
В итоге по результатам сложившейся практики мы рекомендуем каждой организации всерьез задуматься о вопросе обжалования самого факта блокировки счета в случае возникновения такой ситуации.
Просто оставить организацию с таким прошлым недостаточно для исключения репутационных рисков. Вслед за организацией репутационные риски несут и связанные с организацией ее официальные лица. Нередки случаи, когда блокировки из-за одной подозрительной операции возникают и у юридических, и у физических лиц, связанных между собой. Следовательно, оставив организацию Вы как ответственное лицо организации забираете с собой часть репутационных рисков. Таким образом, стратегию поведения при блокировке счета следует выстраивать с осознанием полной картины ситуации.
Одним из частых способов решения ситуации предприниматель считает самостоятельное изучение информации из Интернета и действия «наугад». Хотим предупредить об опасности такой ситуации, так как повторное обращение в суд с одним и те же основанием, предметом иска и сторонами не допускается. В случае если Вы самостоятельными действиями попробуете решить указанный вопрос и суд откажет Вам в удовлетворении требований. В дальнейшем остается возможным только обжалование решения суда, но не повторная подача иска, что существенно уменьшает шансы на положительный исход дела.
Таким образом, границы ответственности рекомендуем оставить за организацией только в части принятия решения о стратегии поведения, а остальные вопросы, в том числе реализацию стратегии, передать специалистам.
Спасибо за прочтение! Пишите в комментариях все вопросы которые вас интересуют )
Подписывайтесь на наш канал и будьте юридически грамотными! наш youtube-канал