Найти тему

"Полтора шпиона" (2016)

/Так исторически сложилось/

Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Неизвестно, поёт, танцует, рисует или вышивает крестиком режиссёр Роусон Маршалл Тёрбер, но делать из каки «ннаку» он умеет профессионально и талантливо, или профессионально талантливо. «Полтора шпиона» – очередной традиционно-американский фарс на банальной идее, который всё же норовит подвинуть его же «Мы – Миллеры» (2013) с пьедестала золотого призёра лучшей зарубежной комедии.

Выдающийся выпускник Кельвин Кевин Харт, отцом которого хотел бы быть сам директор, через 20 лет становится среднестатистическим бухгалтером с кучей претензий к жизни. Его опозоренный на выпускном заплывший жиром однокашник Боб Дуэйн Джонсон, напротив, находит себя в горе мышц и настоящей мужской должности шпиона. Они не виделись с выпуска, но один запрос в друзья на Faceook перерастает во встречу. И тут искра, буря, безумие…

Поменять героев местами – классическая и простейшая арифметика Голливуда для создания ненавязчивой комедии на раз. Однако Маршалл Тёрбер не брезгует вновь к ней обратиться. И делает он это не от нехватки фантазии, а от того, что у него есть достаточно математических способностей, чтобы превратить арифметику в высшую математику. В рамках специфики комедии, конечно. И как положено задачкам из учебников старшеклассников, картину «Полтора шпиона» кружат в ритмах зажигательной попсы X и Y: шпионы, предатели, злодеи.

Многое в фильме остаётся за кадром, или в уме, как при сложении или вычитании: например, каким образом Боб так быстро перемещается по городу, убирает квартиру, расправляется с очередным преследователем вообще полезная информация была бы, – но в этом именно сохраняется динамика и несерьёзность всего фильма. Режиссёр отчётливо осознаёт, что снимает комедию для отдыха массы после тяжёлого трудового дня, пусть и шпионскую: он не старается уподобляться боевикам, в частности про Борна, он стебётся над ними.

Юмор картины не удивляет своей глубиной и аристократичностью: сравнений, отсылок, упоминаний классиков и классики нет. Как, впрочем, нет и бенефисов области таза в кадре и диалогах, какими грешат режиссёрские «Вышибалы» (2004), «Отличница лёгкого поведения» (2010) и тем более прославленные «Миллеры» (2013). Только пара моментов психоза героев смешит до громогласного смеха, остальное просто улыбает. Но Роусон Маршалл Тёрбер и здесь демонстрирует свои таланты в усложнении первоначальной задачи: он не только меняет местами героев, он меняет ролями актёров.

Некогда и сам школьный аутсайдер без друзей, а сегодня «Царь скорпионов» (2002), «Геракл» (2014), «Форсажист» (2011, 2013, 2015), бывший футболист и рестлингист, эротическая мечта многих женщин, настоящая гора мышц с твёрдостью скалы Дуэйн Джонсон дурачится в кадре что есть мочи, словно ребёнок в детском лабиринте. Само амплуа крутого парня в роли супершпиона он не теряет, но и адекватностью остроумной «Зубной феи» (2010) или саркастичного путешественника на «Таинственный остров» (2012) не брезжит и не брюзжит. В свою очередь, стендап-комик малыш Кевин Харт меняет «Очень страшное кино» (2003, 2006, 2013), «Супергеройское кино» (2008) и недавнюю «Миссию в Майами» (2016) на узкие рамки серого офиса бухгалтера и обывательскую серость будней миллионов. Будит в нём фантастическую энергию бывшей «золотой пули» покрутевший, но не повзрослевший любитель единорогов Боб.

-4

Органичность дуэта Джонсон-Харт – то самое, на чём держится весь сюжет, а не наоборот. Чем больше озорует в кадре Джонсон, тем больше нудит Харт. Эта парочка получает кайф от работы друг с другом и «развязанных» рук и рта, чем заряжает и зрителя. Даже несмотря на абсурдность всей истории, быструю концовку, которой, как показалось, создатели хотели уже отвязаться от зрителя, и неудобоваримое амплуа Скалы Джонса.

После знака «=» в конце этого длинного и осложнённого примера режиссёра выходит лёгкая, захватывающий живостью, да ещё с «антишкольнонасильственным» посылом фильм, на который не жалко потратить свое время. Только одного Роусон Маршалл Тёрбер не учёл. Дроби, логорифмы и тысяча неизвестных не могут изменить нерушимое правило: от перемены мест слагаемых сумма, как ни крути, не меняется. Из-за чего его фильм не более чем одноразовое развлечение уставших от будней работяг. Так исторически сложилось, отличник Тёрбер, ты не виноват.

-5