Найти тему

Простите, это вокзал или космопорт? (Станция Liège-Guillemins)

Оглавление

Если мне повезло, и вы читали хотя бы пару моих статей, то, думаю, могли заметить мое регулярное восхищение архитектурой старинной и не менее регулярное брюзжание по поводу архитектуры современной. Такой уж я консерватор и ворчун, которому и фильмы старые были интереснее, и картины лучше писали, да и многие вещи, связанные со стариной, у меня вызывают гораздо более положительные эмоции, чем их модерновые аналоги. Но иногда случается чудо, и я встречаю образец современной архитектуры, который умудряется пробиться через мое предвзятое отношение и поразить похлеще условного "кафедрального собора в стиле ранней готики XIII века".

ТАК О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ, ЛЕНИВЕЦ?

Пафосный голубь тоже ждет поезд. За палец в левом нижнем углу прошу прощения :)
Пафосный голубь тоже ждет поезд. За палец в левом нижнем углу прошу прощения :)

Отвечаю - речь идет о шикарном вокзале Liège-Guillemins, главной железнодорожной станции бельгийского города Льеж, возведенном в 2009 году. Это четвертое по счету здание вокзала. Первое было построено вместе с первой проложенной через Льеж линией железной дороги и ничем особенным не запомнилось. Второе возвели и обновили между 1882 и 1905 годом, подсуетившись к Всемирной выставке. Выглядело оно крайне симпатично, в почти барочном стиле beux-arts, и прослужило до 1958.

Источник фото: wikipedia.org
Источник фото: wikipedia.org

В этом году, какому-то умнику пришло в голову, что такое красивое и изящное здание устарело и, видимо, не может считаться украшением замечательного города Льеж. Поэтому этот кто-то дал мне отличный повод для моего любимого брюзжания, заменив вокзал начала века на невероятно убогую коробку , напоминающую заводской корпус из какого-нибудь областного центра средней полосы.

Источник фото: wikipedia.org
Источник фото: wikipedia.org

В таком виде, станция Liège-Guillemins просуществовала до 2009 года. К началу XXI века имеющихся перронов и платформ стало сильно не хватать для обслуживания современных поездов и электричек, особенно скоростных "Евростаров". И отцы города решили в очередной раз обновить вокзал в духе веяний времени. Под проект подписали эксцентричного испанского архитектора-футуриста с претензией на гениальность Сантьяго Калатрава. Маэстро взялся за работу в конце 90-х годов, и, якобы, дал клятвенное обещание закончить новый вокзал в ближайшие пару лет. В результате, станция Guillemins была открыта только в 2009 году и обошлась Льежу в 312 миллионов евро.

ПОЧЕМУ ЭТО ИНТЕРЕСНО?

-5

Калатрава обожает светлые цвета и максимальную открытость. За счет этого, вокзал Guillemins напоминает, скорее, шатер под открытым небом. В нем нет дверей, практически нет стен, а кружевная крыша сделана с настолько прозрачной, что кажется небом. Здание, высотой 32 метра, с разных ракурсов напоминает то ли футуристичный космопорт, то ли летающую тарелку, то ли застывшую морскую пену. Несмотря на монструозные размеры и обилие стекла и бетона, здание ощущается воздушным, практически невесомым. Виден и нависающий над вокзалом зеленый холм (из тех, что так много в Валлонии), и одноименная площадь Guillemins - ворота в старый центр. Вокзал растет вверх террасами - есть выход на площадь на первой, соединяющий платформы мостик на второй и парковка и пешеходный променад на третьей. Не знаю, как Guillemins будет смотреться еще лет через 20-30, но сейчас он являет собой невероятно выгодный контраст с большинством крупных европейских вокзалов, изначальная архитектурная красота которых сильно поистрепалась, а окрестности превратились в грязные центры притяжения различных маргинальных личностей.

-6

В теории, отсутствие дверей и стен (способное довести до истерики какого-нибудь специалиста по транспортной безопасности из РЖД) должно символизировать "открытость и бесшовность" пространства, позволяя любому путешественнику, прибывшему в Льеж на поезде, сразу же окунуться в жизнь города. Есть, правда, одно "но" - подобная открытость роскошна для солнечных летних деньков, однако к укрытию от холодных зимних ветров основной вокзал, похоже, приспособлен слабо. Правда, от непогоды можно спрятаться в подземной части станции, где расположены кафешки и магазины.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

-7

Поездом, конечно же. Льежский вокзал связывает город с Брюсселем, другими крупными городами Бельгии, а также с Францией (в частности - с Парижем) и Германией (Франкфурт, Дюссельдорф и Дортмунд). До центра города от станции Guillemins можно доехать на автобусе или дойти пешком (уйдет минут 15-20 быстрым шагом).

ИТОГ?

-8

Если вы безумный фанат современной архитектуры, то станция Guillemins уже сама по себе стоит того, чтобы ради нее приехать в Льеж. Для всех остальных, городок может предложить прекрасный исторический центр (о нем - еще расскажу), самую крутую в мире улицу-лестницу (о ней - уже рассказал), а также парочку вариантов для прогулок/поездов по региону Валлония. Слыхал я мнение, что в Бельгии кроме Брюсселя и Брюгге смотреть абсолютно нечего. Вот симпатичный холмистый Льеж и его достопримечательности могут легко опровергнуть это убеждение.

Что еще можно почитать на канале "Путешествия Ленивца":

  • прогулка по приятнейшей итальянской Ферраре - тут и тут.
  • еще одна гора с достопримечательностями, но в Гонконге - тут.
  • самая "экстремальная" лестница в мире тоже в Льеже, о ней - тут.
-9