Найти тему
Азбука мопса

Фильм «Тебя никогда здесь не было» или философия отчужденности по Линн Рэмси

«Тебя никогда здесь не было» – фильм, покоривший Канны в 2017 году. Картина получила приз за лучший сценарий (Линн Рэмси) и за главную мужскую роль (Хоакин Феникс). «Тебя никогда здесь не было» – это фильм, в котором картинка говорит больше, чем диалоги, хотя и они достаточно точно передают атмосферу.

Екатерина Самсонова, Линн Рэмси, Хоакин Феникс на премьере «Тебя никогда здесь не было» в Каннах.
Екатерина Самсонова, Линн Рэмси, Хоакин Феникс на премьере «Тебя никогда здесь не было» в Каннах.

Время в фильме не линейно, поэтому он напоминает своеобразный пазл, который зритель должен собрать к концу просмотра. Главный герой – Джо, чем занимается Джо напрямую не говорится, можно предположить лишь то, что он опасен и сфера его деятельности незаконна. Представление о герое выстраивается из нескольких флэшбэков и мелочей, встречающихся по ходу просмотра.

Основу фильма составляют пустые пространства, в которых главный герой буквально прячется от мира. Из флэшбэков можно сделать вывод, что Джо имел военный опыт, после чего работал в ФБР, в общем, он повидал многое, на что способны люди и увидел их не в лучшем своем проявлении. Джо живет с мамой, за которой бережно ухаживает, хотя ему тяжело это дается из-за частых воспоминаний о детстве, а детство у него было тяжелое. Герой все время получает задания, связанные с тем, чтобы расправиться с чьими-то неприятелями, исходя из этого, можно предположить, что Джо является наёмником.

Однажды Джо получает задание вернуть дочь влиятельного политика и разобраться с теми, кто её удерживает в борделе, герой, конечно же, соглашается. В сценах, где он спасает девочку интересно то, что мы получаем насилие без насилия, ведь все сцены убийств остаются за кадром, что не мешает зрителю понимать – они были совершены с особой жестокостью. И хотя герою, удаётся вытащить девочку из дома для утех, в дело вмешиваются сотрудники полиции и отбирают её у Джо. Тогда герой сам до конца не понимая зачем, решает отыскать её и освободить из рук взрослых негодяев, что в итоге ему удается сделать.

Чем дальше смотришь фильм, тем больше представляешь героя как доброго, в глубине души, и справедливого человека, которому в мире фальши и обмана не нашлось более достойного места. За фильм Джо несколько раз спрашивает у самого себя «что же мы делаем?», ответа на данный вопрос он не находит. Непонимание своих собственных мотивов, приводит его к ощущению бессмысленности своего существования. Людей Джо сторонится, в чем-то из осторожности, а также из-за того, что воспринимает общество, как мир, где люди утратили взаимные обязательства. После такого представления о мире система ценностей персонажа приходит в упадок, в связи с чем происходит разрушение личности – самоотчуждение.

Когда Джо удается найти девочку, он понимает, что она также как и он заблудилась в этом мире и чуствует полное отчуждение – её так же как и Джо «никогда здесь на самом деле небыло» (название фильма на английском – You were never really here). Так, зацепившись друг за друга, они смогут хоть как-то существовать в этом мире или создать свой собственный.

В Каннах картину окрестили «Таксистом XXI века» и не зря, параллелей с «Таксистом» Скорсезе достаточно: Джо, как и Трэйвис, имеет военный опыт, после которого оба героя не смогли найти место в обычной жизни; чувство одиночества и врожденное чуство справедливости, с которым трудно жить в несправедливом мире; ощущение бессмысленности своего существования (у Трэйвиса до определенного момента); и необъяснимое желание помочь таким же заблудшим душам, как и они (Джо пытается спасти дочь политика, а Трэйвис освободить малолетнюю проститутку от сутенёра, кроме того в девочках читается образ «Лолиты»), однако фильм при этом является абсолютно самостоятельным произведением.

Впечатление после просмотра такого кино останутся надолго, режиссёр ленты Линн Рэмси сумела создать потрясающий по своей сути фильм, дополненный великолепной актёрской игрой и столь же талантливым музыкальным сопровождением.