Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: PIERROT LUNAIRE (Italy) "Pierrot Lunaire" (1974) / "Gudrun" (1976)

Оглавление

Сцена итальянского прогрессивного рока 70-х имеет уникальный стилистический облик, признанный и высоко ценимый поклонниками подобного рода музыки уже не одно и не два десятилетия. Обилие клавишного звука, красивые мелодии, богатые аранжировки, мощные и драйвовые композиции, может даже чуточку джаза – почему нет? С авангардными явлениями обычно работают только команды-исключения, но если такие появляются, то интерес они вызывают самый пристальный. Одним из наиболее значимых, несмотря на то, что у них в багаже всего две пластинки, и почитаемых коллективов из нестандартного итальянского прогрессива, хотя подобный термин тут спорен, конечно же, является группа Pierrot Lunaire, появившаяся на заре семидесятых в Риме.
Многие, кто слышал одноименный дебютник, а особенно второй их альбом, выделяют невообразимое мастерство и выдумку как раз пианиста коллектива Артуро Сталтери. Но, несмотря на то, что именно его можно выделить в качестве фундамента в творчестве и, порой, звуке Pierrot Lunaire, группу начал не он, а другие два музыканта из этого трио – близкие друзья и гитаристы Гайо Кьокио и Винченцо Капоралетти. Клавишника Сталтери они нашли чуточку позже. Всех троих объединяла молодость и отличное классическое музыкальное образование. Особенно в плане последнего выделяется Артуро, не только с успехом учившийся в консерватории в Риме, но и посещавший Париж и встречавшийся со многими знаменитыми музыкальными преподавателями. Вообще, для него
Pierrot Lunaire был всего одним, пусть и важным, но этапом в творческой жизни. Его больше интересовала современная академическая и классическая музыка. Имя группы многое объясняет, Pierrot Lunaire – это название одной из работ Шенберга. Да и позже Артуро посвятит себя написанию различных опер и музыки для театральных постановок, но пока, в 1974 году, когда была записана первая пластинка, он был неотъемлемой частью треугольника Кьокио-Капоралетти-Сталтери.

PIERROT LUNAIRE - "Pierrot Lunaire" (1974)

Songs / Tracks Listing: 1. Ouverture XV (3:19) /2. Raipure (4:45) / 3. Invasore (4:21) / 4. Lady Ligeia (2:39) / 5. Narciso (5:13) / 6. Ganzheit (2:33) / 7. Verso il lago (0:53) / 8. Il re di Raipure (3:47) / 9. Sotto i ponti (7:22) / 10. Arlecchinata (3:25) / 11. La saga della primavera (3:38) / 12. Mandrangola (2:15)
Total Time: 44:10
Line-up / Musicians:
- Arturo Stalteri / piano, organ, vocals, spinet, eminent , celesta, percussion
- Vincenzo Caporaletti / acoustic, classical & electric & 12 string guitars, bass, drums, flute
- Gaio Chiocchio / sitar, mandolin, vocals, guitar, Hammond organ, cymbals, timpani
Guest: Laura Buffa / vocals (10)
Releases information
LP It ZSLT 70025 (1974)
CD It/BMG ND 74114 (1989)
CD MPR MPRCD 007 (1997)
CD BMG 74321 98331-2 (2003)

Итак, 1974 год, на лейбле It, который был ничем иным, как одним из подразделений RCA, выходит альбом Pierrot Lunaire, ставший пусть и не таким культовым шедевром в определенных кругах, как их следующая пластинка, но в своем роде показавший чудесную, милую, красивую музыку, исполненную в интересном ключе и, несмотря на то, что доля экспериментаторства тут явно уступает тому, что будет позже, музыканты смогли избежать многих клише и штампов. С другой стороны, склонение прочь от рок-музыки в сторону чего угодно – от минимализма до фольклора – хоть и пока и не столь явное, но в достаточном количестве, чтобы отбить все желание слушать для многих повернутых на рок-музыке меломанов. Другие же, впрочем, если и не в восторге, то против вряд ли что найдутся сказать. Разве что попинают на то, что работа явно доступней и проще, чем вторая пластинка, но это не всегда плохо, да и простота тут имеет характер, далекий от пошлости и тяготеющий скорее к аскетичности форм, а доступность опирается на очарование мелодий, уходящих корнями в фольклор, и гармонический талант композитора. Эмоционально альбом самодостаточен – композиции выстреливают всеми цветами спектра, от солнечных и ярких, вроде Verso il lago перетекающей в Il re di raipure или Rapture до задумчивых зарисовок наподобие тех же Lady Ligeia и Narciso или прямо-таки грозной Mandragola. Формат трио группы не накладывает также никаких ограничений на звук – парни умеют играть на многих инструментах, как акустического, так и синтетического характера, и делают это более чем неплохо, отсюда и чудесное разнообразие и в звуковой физиономии пластинки. Плюс, на самом деле, мало таких вот работ, одновременно красивых/доступных и явно с поиском и экспериментом. Нет, что ни говорите, чудесная работа.


Второй альбом записывали два года. К 1976 году он был уже в принципе не только готов в смысле записи, но и запланирован на выпуск на независимом лейбле Vista, но пролежал там год, прежде чем появился на прилавках. Капоралетти группу покинул – его больше интересовала джазовая музыка – но появилась валлийская певица Жаклин Дарби, добавившая свою толику безумия в этот даже не альбом – событие под названием
Gudrun. Во-первых, пластинку невозможно классифицировать в плане стилистической принадлежности. Мягко говоря, тут есть все. Фолк и электронная музыка, барокко и минимализм, симфонический рок и современный авангард, театральные постановки и акустические ландшафты. Один жанровый кусок удивительно элегантно превращается в чуть ли не противоположный по форме и содержанию. Атональные всполохи оттеняют красоту все еще фольклорных мелодий. Повторяющиеся синтезаторные паттерны в духе Райли чудесно укладывают почву для сложных оперных фраз Дарби. Камерная фортепианная импрессионистская зарисовка сменяется шумовым этюдом с элементами мюзик конктрет, на самом деле представляющий из себя новую версию культовой песни о любви, которую написал, по сути, Берлиоз, а прославил Элвис. Смелые и прямо-таки бескомпромиссные эксперименты со звуком и формой мало чем напоминают милые мелодии первой пластинки – это факт. Ближайшие аналоги работы располагаются где-то в районе земляков из Opus Avantra и Picchio dal Pozzo, хотя и эти аналоги откровенно притянуты за уши скорее их историко-географической общностью, чем содержанием музыки.

PIERROT LUNAIRE "Gudrun" (1976)

-2
Songs / Tracks Listing: 1. Gudrun (11:27) / 2. Dietro il silenzio (2:35) / 3. Plaisir d'amour (4:43) / 4. Gallia (2:11) / 5. Giovane madre (3:47) / 6. Sonde in profondit (3:33) / 7. Morella (5:01) / Bonus on CD: 8. Mein Armer Italiener (5:15)
9. Gudrun (previously unreleased) (6:48) / 10. Giovane madre (previously unreleased) (3:48)
Total Time: 49:08
Line-up / Musicians
- Arturo Stalteri / piano, organ, spinet, cembalo, synth, Glockenspiel, acoustic guitar, recorder, tambourine, violin
- Gaio Chiocchio / electric & acoustic guitar, mandoline, harpsicord, synth, Shaj Baja, zither tirolese, sitar, bell
- Jacqueline Darby / voice
- Massimo Buzz / drums (5, 7, 8)


Практически сразу после того, как второй альбом вышел, группа Pierrot Lunaire закончила свое существование, по большей части из-за того, что группу покинул Капоралетти – один из двух основателей. В 1977 году Кьокио и Сталтери появились на пластинке Эмму Муцци Лофредо, которая также вышла на лейбле It, сам Сталтери выпустил пару лет спустя сольный альбом Andre sulla luna, а Кьокио от исполнения музыки отошел, став сначала музыкальным директором It, а потом и открыв собственный – Effetto Notte, специализировавшийся на электро-попе, впрочем, была у него и пара синглов. Капоралетти тоже не пропал. Написал в 1976 году рок-оперу Gli, потом некоторое время пожил в Америке, где работал сессионным музыкантом с большими возможностями аранжировщика, а по возвращении, принимал участие в некоторых проектах, в том числе и с бывшими музыкантами группы Area Аресом Таволацци и Джулио Капьоццо.
В начале 90-х, казалось бы, у многочисленных поклонников коллектива появилась надежда – в студии собрались Кьокио и Карпоралетти, они написали несколько новых композиций, планируя альбом под прежней вывеской Pierrot Lunaire, но проекту так и не суждено было разродиться чем-то материальным – 1996 году Кьокио внезапно скончался.

Материал: https://users.livejournal.com/-smarty/258184.html

Помощь в подборе материала - Сергей Пашков

Компиляция материалов - Александр Ковтун

Prog Island, СПб, сентябрь 2019