Найти тему
Невский Странник

Когда-то здесь жили и трудились люди.

Идея данной поездки родилась спонтанно. Хотелось куда-нибудь выехать на велосипедах, чтоб и места интересные, и километраж хороший, и не очень далеко от города. Выбор пал на большие водно-болотные угодья близ станции Жихарево.
В 1933 году сюда прибыла группа американцев (их пригласили, как специалистов, имеющих опыт в разработке месторождений торфа), для помощи в освоении и старте торфопредприятия "Назия". Центром торфоразработок стал появившийся тогда же посёлок Назия, откуда к местам добычи подвели узкоколейную железную дорогу. На ней создали несколько станций — Сортировочная, 41-й Пикет, Второй Посёлок, 128-й Пикет, 186-й Пикет и Пятый Посёлок. Вдоль железной дороги построили пять рабочих посёлков, пронумерованных с 1-го по 5-й. Весь район стал называться «Америкой».

Еще только светало, а мы уже катили по заснеженным дорогам садоводства от электрички. Вскоре дома закончились, дорога стала прямой до горизонта, мы вышли на насыпь, где пролегала узкоколейная железнодорожная ветка.

Начало пути. Выехали на грунтовку, а раньше это была узкоколейная ж/д дорога.
Начало пути. Выехали на грунтовку, а раньше это была узкоколейная ж/д дорога.

Спустя 3 километра окружающая природа начала меняться: появились невысокие сосенки, молодые березки и сухой камыш. Все это означало, что мы добрались до начала торфоразработок. Когда-то здесь добывались миллионы тонн торфа для энергетики Ленинграда, а также для удобрения полей.

Здесь дороги стали уже и развились в обширную сеть перекрестков, т.к. началось ветвление от основной насыпи на второстепенные линии узкоколеек, которые предназначались не только для пассажирской, но и для грузовой перевозки, появилось множество мостов и каналов, которые некогда были мелиоративной сетью, разбивающей большое болото на отдельные участки.
Мы решили посмотреть куда приведет нас одна из таких отвороток, но она довольно быстро закончилась посреди заросшей камышом, молодой березой и сосняком поляны. Такие осушенные низины образовывались на местах, где велась выработка торфа, сейчас же о том, что это бывшее болото напоминают лишь заросли камыша.

Возвращаться в обратную сторону не хотелось, поэтому, сверившись по навигатору, мы решили двинуться через участок торфодобычи до дороги с другой его стороны. В этом, кстати, удобство подобных мест - они разделены на ровные квадраты, и дороги идут сразу с нескольких сторон.

Лес здесь хоть и молодой, но все равно довольно свободный, т.к. это все же болото. Поэтому можно свободно проехать даже без дорог.
Лес здесь хоть и молодой, но все равно довольно свободный, т.к. это все же болото. Поэтому можно свободно проехать даже без дорог.

Вскоре мы выехали к одному из мелиоративных каналов, а рядом шла насыпь ужд. Через канал был перекинут добротный мост, по которому мы его пересекли и продолжили свой путь.

Мы продвигались все дальше и дальше по лабиринту насыпей, дорог и просек. Время близилось к часу дня и было принято решение остановиться на обед. Мы начали присматривать какое-нибудь удобное для отдых местечко. Спустя пару километров нам приглянулась небольшая полянка на берегу канала. Там мы достали термосы с горячим чаем, запасенные из дома бутерброды, плитку темного шоколада и приступили к трапезе.

После обеда мы продолжили свой путь. Времени до заката оставалось мало, а проехать нужно было еще очень много. Было принято решение срезать путь через один из участков торфодобычи и выйти на прямую дорогу до одного из нежилых рабочих поселков. Найдя место, где было удобно съехать с насыпи ужд, мы приступили к тропежке снежной целены покрывающей болото.

Спустя несколько изнуряющих километров мы, наконец-таки, выбрались на дорогу, которая привила нас в один из рабочих поселков. Когда-то в них были школы, клубы, сберкассы, магазины, сейчас же толком ничего не осталось. Обветшалые дома с полуобвалившимися стенами и крышами. Несколько из них еще стоят целыми, где-то сохранились рисунки, но в большинстве своем картина очень удручающая.

Да, когда-то здесь жили люди. Они трудились на огромном торфопредприятии, а сейчас это место пришло в полное запустение.

Пока мы осматривали поселок, солнце начало заходить. Попив чаю перед финальным рывком до станции, мы выдвинулись в обратный путь.

-9

Спасибо за внимание.