Найти в Дзене
PedLine

Заблуждения о педагогической деятельности. «Учить других легче, чем делать самому»

Вы не задумывались, почему многие мамы не загружают своих детей работой по дому и выполняют за них домашние задания? Не потому ли, что заправить кровать, сделать уборку в детской комнате или решить школьные задачки самой оказывается намного проще (скорость и качество!), чем добиться того же от ребёнка. По этой же причине частенько бывает, что учителя выполняют работу за своих учеников (некоторые «ученические» работы, отправляемые на всевозможные конкурсы – просто «шедевры педагогической мысли»).

Коллаж: si-sv.com
Коллаж: si-sv.com

Когда человек хорошо умеет что-то делать, то самому выполнить действия легче, чем научить этому другого. Если умеешь, то взял и сделал! А ученику ведь надо объяснить, показать, организовать практические действия, исправить ошибки, да ещё и периодически повторять с ним пройденный материал – времени и сил требуется намного больше.

Это же очевидно! Но… только в том случае, когда важен результат. Просто поучать других, давать ни к чему не обязывающие советы, оценивать и критиковать, не неся ответственности за последствия, действительно легче, чем делать что-то самому. Как раз про таких «учителей» Бернард Шоу написал: «Кто не умеет, тот учит других».

Если учитель отвечает за результаты обучения, серьёзно относится к своим профессиональным обязанностям, ему приходится прикладывать много сил, чтобы действительно учить, а не поучать.

Тезис о том, что научить сложней, чем сделать самому, кому-то может показаться неверным, когда речь идёт о высоких достижениях, которых учитель не может добиться сам (например, этого не позволяют его физические возможности), но может привести к высокому результату ученика, например, спортсмена. Но кто скажет, что в спорте высоких достижений тренеру-педагогу приходится легче, чем спортсмену-ученику?

Упомянув о высоких достижениях, скажу и о работе с одарёнными учениками. Казалось бы, уж их-то учить легче всего! Однако и уровень их результатов должен быть выше, чем у среднего ученика, а значит, работая с ними, учителю тоже никак нельзя «расслабляться».

Источник

Понравилась статья? Тогда жмите большой "палец вверх"!

Согласны, что научить тому, что умеешь, трудней, чем сделать это самому? Или не согласны? Почему? Пишите в комментариях!