Стиль Ар Нуво вошёл в историю как последний большой стиль, хотя он не был на 100% чистым и вобрал в себя множество стилистических вкраплений, эстетических пересечений и элементов – от византийских до древнерусских.
Ар Нуво, Модерн, Югенстиль, Сецессион – у последнего большого стиля, известного в России как модерн много имён, но очень узнаваемое лицо.
С 1890-е по 1900-е Ар Нуво расцветал, фонтанировал идеями и обновлял художественно-образный язык архитектуры, декоративно-прикладного искусства и моды. В это время активно внедрялись новые материалы: сталь, бетон и т.п., а мастера и идеологи Ар Нуво работали с орнаментальностью и создавали новую декоративность.
С 1900-го по 1905-й началось более последовательное и глубокое освоение и осмысление искусства нового образца, а с 1905-го до начала Первой мировой войны — художники и архитекторы снова почувствовали стремление к простоте и строгости, поэтому произведения закатного периода этого стиля самые вдумчивые и изысканные.
Заметное влияние на Ар Нуво оказало искусство Японии, ставшее более доступным западному миру с началом эпохи Мэйдзи (1868 – 1912), а также раскопки и находки на территории Древнего Египта и других, раньше закрытых и недоступных для исследования и изучения цивилизаций.
В Шотландии и Австрии прижился конструктивный модерн, в Бельгии, Франции и Германии был сделан акцент на декоративность, в России и в Италии этот стиль максимально сблизился с национальной традицией и пропитался многовековой эстетикой.
Это был стиль ВНЕ политики, ВНЕ философии и ВНЕ религии, стиль ЧИСТОЙ КРАСОТЫ, природности, естественности и плавности линий. Женщины модерна больше задрапированы, чем одеты, и это одновременно возвращает нас и к древнегреческой классике, и к эпохе ампира, когда вспоминая, как была одета дама, предпочитали говорить, что она была "прекрасно задрапирована", а не "прекрасно одета".
Но это женщины прекрасные, которые взяли за эталон стремление подражать перевёрнутому стеблю лилии и украшать себя максимально декоративно. Есть и другие, но о них как-нибудь в другой раз.
Самый известный образ эпохи – Сара Бернар на афише её театра "Ренессанс", созданной Альфонсом Мухой к спектаклю "Жисмонда".
В моде были максимально декоративные, необычные украшения. Особенно ценились с эмалями и в форме цветов, растений, насекомых или змей. Носили браслеты, объединённые с кольцами, подвески, броши и т.д.
20 сентября в 19:15 состоится лекция руководителя выставочного отдела Полины УХАНОВОЙ "Мода и искусство. ХХ век". Поговорим не только об Ар Нуво и его иконах стиля и самых знаменитых произведениях, но и об Ар-деко, Авангарде, Поп-арте и цифровом искусстве. Приобрести билеты можно на сайте нашего Музея или на месте, возможна оплата картой или наличными.
До встречи!
МВЦ "Музей Моды"