Найти тему
Музей Моды

Ар Нуво - последний большой стиль

Стиль Ар Нуво вошёл в историю как последний большой стиль, хотя он не был на 100% чистым и вобрал в себя множество стилистических вкраплений, эстетических пересечений и элементов – от византийских до древнерусских.

Знаменитый сказочный майоликовый камин Михаила Врубеля. С сайта https://www.pinterest.ru/pin/440297301054815386/
Знаменитый сказочный майоликовый камин Михаила Врубеля. С сайта https://www.pinterest.ru/pin/440297301054815386/

Ар Нуво, Модерн, Югенстиль, Сецессион – у последнего большого стиля, известного в России как модерн много имён, но очень узнаваемое лицо.

Фрагмент интерьера отеля Тассель в Брюсселе. Архитектор Виктор Орт. 1892-1893 гг. С сайта https://www.pinterest.ru/pin/116812184058938960/
Фрагмент интерьера отеля Тассель в Брюсселе. Архитектор Виктор Орт. 1892-1893 гг. С сайта https://www.pinterest.ru/pin/116812184058938960/

С 1890-е по 1900-е Ар Нуво расцветал, фонтанировал идеями и обновлял художественно-образный язык архитектуры, декоративно-прикладного искусства и моды. В это время активно внедрялись новые материалы: сталь, бетон и т.п., а мастера и идеологи Ар Нуво работали с орнаментальностью и создавали новую декоративность.

Дом в стиле модерна Антонио Гауди. С сайта https://www.pinterest.ru/pin/487936940875477260/
Дом в стиле модерна Антонио Гауди. С сайта https://www.pinterest.ru/pin/487936940875477260/

С 1900-го по 1905-й началось более последовательное и глубокое освоение и осмысление искусства нового образца, а с 1905-го до начала Первой мировой войны — художники и архитекторы снова почувствовали стремление к простоте и строгости, поэтому произведения закатного периода этого стиля самые вдумчивые и изысканные.

С сайта https://www.pinterest.ru/pin/422281185777850/
С сайта https://www.pinterest.ru/pin/422281185777850/

Заметное влияние на Ар Нуво оказало искусство Японии, ставшее более доступным западному миру с началом эпохи Мэйдзи (1868 – 1912), а также раскопки и находки на территории Древнего Египта и других, раньше закрытых и недоступных для исследования и изучения цивилизаций.

Прекрасная дама эпохи Ар Нуво. С сайта https://www.pinterest.ru/pin/289989663505530409/
Прекрасная дама эпохи Ар Нуво. С сайта https://www.pinterest.ru/pin/289989663505530409/

В Шотландии и Австрии прижился конструктивный модерн, в Бельгии, Франции и Германии был сделан акцент на декоративность, в России и в Италии этот стиль максимально сблизился с национальной традицией и пропитался многовековой эстетикой.

1894 г. С сайта https://www.pinterest.ru/pin/354869645615752400/?nic=1
1894 г. С сайта https://www.pinterest.ru/pin/354869645615752400/?nic=1

Это был стиль ВНЕ политики, ВНЕ философии и ВНЕ религии, стиль ЧИСТОЙ КРАСОТЫ, природности, естественности и плавности линий. Женщины модерна больше задрапированы, чем одеты, и это одновременно возвращает нас и к древнегреческой классике, и к эпохе ампира, когда вспоминая, как была одета дама, предпочитали говорить, что она была "прекрасно задрапирована", а не "прекрасно одета".

Смелая девушка эпохи Ар Нуво (приподнять подол юбки в то время решилась бы далеко не каждая!). В соответствии с модами того времени, на красавице объёмная шляпа, украшенная искусственными цветами (держались такие на шляпных булавках), в руках - зонтик от солнца, который также использовали как трость. С сайта https://www.pinterest.ru
Смелая девушка эпохи Ар Нуво (приподнять подол юбки в то время решилась бы далеко не каждая!). В соответствии с модами того времени, на красавице объёмная шляпа, украшенная искусственными цветами (держались такие на шляпных булавках), в руках - зонтик от солнца, который также использовали как трость. С сайта https://www.pinterest.ru

Но это женщины прекрасные, которые взяли за эталон стремление подражать перевёрнутому стеблю лилии и украшать себя максимально декоративно. Есть и другие, но о них как-нибудь в другой раз.

Платье из коллекции парижского музея моды из шерстяного драпа с вышивкой и атласной аппликацией. 1898 г.  С сайта https://www.pinterest.ru/pin/444378688233099367/
Платье из коллекции парижского музея моды из шерстяного драпа с вышивкой и атласной аппликацией. 1898 г. С сайта https://www.pinterest.ru/pin/444378688233099367/

Самый известный образ эпохи – Сара Бернар на афише её театра "Ренессанс", созданной Альфонсом Мухой к спектаклю "Жисмонда".

Сара Бернар на афише, отрисованной Альфонсом Мухой. Обратите внимание, что в оформлении платья актрисы использованы стилистические фрагменты, родственные византийским, а волосы украшены одним из самых модных цветков эпохи - лилией. Из открытых интернет-источников
Сара Бернар на афише, отрисованной Альфонсом Мухой. Обратите внимание, что в оформлении платья актрисы использованы стилистические фрагменты, родственные византийским, а волосы украшены одним из самых модных цветков эпохи - лилией. Из открытых интернет-источников

В моде были максимально декоративные, необычные украшения. Особенно ценились с эмалями и в форме цветов, растений, насекомых или змей. Носили браслеты, объединённые с кольцами, подвески, броши и т.д.

Подвеска в форме змей работы Рене Лалика. С сайта https://www.pinterest.ru
Подвеска в форме змей работы Рене Лалика. С сайта https://www.pinterest.ru

20 сентября в 19:15 состоится лекция руководителя выставочного отдела Полины УХАНОВОЙ "Мода и искусство. ХХ век". Поговорим не только об Ар Нуво и его иконах стиля и самых знаменитых произведениях, но и об Ар-деко, Авангарде, Поп-арте и цифровом искусстве. Приобрести билеты можно на сайте нашего Музея или на месте, возможна оплата картой или наличными.

До встречи!

МВЦ "Музей Моды"