Неаполю удалось невероятное: присутствие в городе английской команды не выдал ни один болельщик. Фанаты «Ливерпуля» словно растворились в толпе: в самолете были видны футболки и шарфы, но их все попрятали в рюкзаки еще до выхода из аэропорта.
О том, что на улицах города лучше не появляться в атрибутике, англичан предупреждал даже официальный сайт «Ливерпуля». В заявлении говорилось, что скаузерам лучше не покидать отель и вообще не появляться в публичных местах. Клуб настойчиво рекомендовал не ехать на стадион самостоятельно, и болельщиков специальными автобусами отвозили на «Сан-Паоло» из центра города еще за 6 часов до начала матча.
Предостережения были понятными. В 2010 году в Неаполе напали на болельщиков «Ливерпуля» с ножами, такая же ситуация повторилась в прошлом году. Болельщики почти каждой гостевой (особенно английской) команды стараются не светить цвета: в 2017-м в больнице оказались три фаната «Манчестер Сити», а перед приездом «Арсенала» в город стягивали дополнительные полицейские патрули.
Несмотря на все старания «Ливерпуля», конфликтов не получилось избежать и в этот раз. В середине дня группу фанатов в центре города окружили больше десяти человек на скутерах с замотанными шарфами лицами и напали на англичан с ремнями. Чуть позже еще одну группу приезжих болельщиков в баре забросали бутылками, двоим пострадавшим пришлось обратиться к врачам. Еще одного болельщика забрали в больницу в перерыве матча: ему стало плохо от потери крови днем. По словам очевидцев, никто из тех, на кого напали местные, не был в цветах «Ливерпуля».
Возможно, именно поэтому популярностью особенно не пользовались матчевые шарфы. На набережной в центре города продавец разложил их на парапете и, когда я проходила мимо, буквально схватил за руку. «Англичанка? О, русская? Возьми шарф! Смотри, какой качественный! Всего 10 евро! Хочешь, отдам за 5? Или забирай прям так. Увезешь его в Россию!»
Перед игрой все настолько напряглись, что даже не позволяли говорить на английском. Когда я общалась с итальянскими болельщиками перед стадионом, к нам подошел полицейский и спросил, из Англии ли я. Российский паспорт его не убедил и с аргументом «вы говорите по-английски, это небезопасно» отправил меня в пресс-центр.
Правда, в этот момент я оказалась в самой большой опасности за день. Неаполитанский трафик безумен, и возле стадиона тоже. Парковка мотоциклов находится прямо у входа на центральную трибуну, так что гонщики заезжают на нее прямо через тротуар, лихо лавируя между фанатами.
Внутри стадиона я ожидала увидеть если не руины, то рискующую обвалиться на меня штукатурку. На деле все оказалось не так плохо, как говорил Анчелотти. «Сан-Паоло» действительно старая арена, и снаружи выглядит внушительной грудой металла и бетона.
Подтрибунка, отремонтированная к Универсиаде, смотрится максимально нейтрально. Стены облицевали пластиковыми панелями, совершенно безжизненными. Ни плакатов, ни клубных цветов (синие вставки пластика вряд ли можно ими считать), ни даже фанатских граффити, которыми изрисован весь внешний фасад. Кажется, до ремонта внутри было менее убрано, но более интересно.
Зато по-настоящему атмосферен ров между трибунами и полем. Возможно, если бы команды выходили на поле через него, давление на гостевую команду было бы еще сильнее. Здесь действительно чувствуешь себя как гладиатор перед выходом на арену: стены сдавливают, а сверху фанаты поют, топают и свистят так громко, что кажется – сейчас тебе на голову прилетит какая-нибудь бутылка от особо яростного болельщика (впрочем, бутылки на трибуну приносить не разрешают, так что кинуть можно только стакан воды).
Беговые дорожки вокруг поля не добавили атмосферы еще ни одному футбольному стадиону мира, но в Неаполе они вызывают, пожалуй, меньше всего проблем. Да, между первыми рядами и полем – зазор метров в 10-15, а полупустой нижний ярус не добавляет обаяния ТВ-картинке. Но сами болельщики оказываются настолько громкими, что их рев легко преодолевает пару десятков метров до газона.
А еще с верхушки центральной трибуны открывается потрясающий вид на залив.
«Сан-Паоло» не плохой стадион, и уж точно не напоминает унитаз. Да, он старый и явно требующий серьезной реновации, но зато атмосферный до невозможности. Представить, как эти же трибуны 30 лет назад ревели от каждого движения Марадоны, здесь не сложно.
А еще арена «Наполи» идеально работает на домашнюю команду. У всех приезжих здесь с каждой минутой нарастает ощущение: вы здесь чужие, вам здесь не рады, и сегодня вам придется тяжело.
Первыми на себе это проверили игроки «Ливерпуля»: их выход на разминке «Сан-Паоло» встретил закладывающим уши свистом. Выход «Наполи» же был сравним со стартом какого-то боя MMA.
Свистеть чужим или аплодировать своим по ходу разминки фанаты не стали, зато неожиданно проявили себя перед стартовым свистком. На последних аккордах гимна Лиги чемпионов «Сан-Паоло» взревел совместным «the сhampions!» так, будто по спине хлестнул кто-то из Ultras «Наполи» на скутерах.
Правда, на этом все почти закончилось. Дневная жара (весь вторник в Неаполе были душные +28) не спадала до перерыва, а первый тайм команды провели достаточно вяло, так что трибуны лишь изредка затягивали песни и дружно охали, когда у «Наполи» не получалась очередная атака.
Ощутимо всех взбодрил лишь сэйв Адриана. В начале второго тайма Мертенс замыкал навес на углу вратарской, но вратарь «Ливерпуля» рукой дотянулся до мяча. Стадион на секунду замер, а затем недовольно загудел и не останавливался больше ни на минуту. Теперь каждый раз, когда мяч оказывался в ногах у футболистов «Ливерпуля», «Сан-Паоло» посвистывал.
Казалось, все почти закончилось, когда Мане чуть-чуть не достал до мяча за 10 минут до конца. Стадион выдохнул и как будто засобирался домой.
Но затем Кальехон упал в штрафной Адриана, и тут «Сан-Паоло» загремел как стоящий рядом Везувий в лучшие годы (единственное место на земле, где еще не стыдно использовать эту аллегорию).
После матча Клопп честно признался: он не уверен, что в этом моменте стоило назначать пенальти, и даже провел опрос на пресс-конференции: «Те, кто думает, что это пенальти, поднимите руку». Отозвался единственный журналист, на что Юрген среагировал в своем стиле: «А, так вот почему они его поставили».
Трибуна за воротами запела, за ней затянул весь стадион, и трибуны замигали вспышками камер.
После гола диктор протяжно заорал в микрофон «Дрис», трибуны в ответ ревели «Мертенс», и эту перекличку они повторили десять раз (буквально).
«Сан-Паоло» встрепенулся, запел еще громче, а затем снова засвистел, как только мяч оказался у «Ливерпуля». Складывалось ощущение, что на стадион еще и залетел гигантский рой ос. Послушайте: это не проблемы с динамиком, а действительно звучит именно так.
Второй гол не решал уже ничего, зато позволил болельщикам сойти с ума. Трибуны снова десять раз впервые в жизни повторили с диктором имя Льоренте, а дальше начали топать, хлопать, гудеть и издавать максимум возможных звуков.
Болельщиков «Ливерпуля», которые замолчали еще после первого пропущенного гола, предсказуемо попросили оставаться на местах до конца празднования «Наполи». Они стояли на секторе, когда весь стадион опустел, и минут через 20 после финального свистка над наконец-то затихшем «Сан-Паоло» затянули свою любимую «Мы завоевали всю Европу, мы никогда не остановимся».
В прошлом сезоне «Ливерпуль» тоже проиграл в Неаполе. Про это после матча вспомнил и Карло Анчелотти: «Почему Юрген Клопп улыбался, когда мы пожали руки? Потому что я сказал ему: «Не переживай, когда вы в прошлый раз проиграли здесь, все закончилось тем, что вы выиграли Лигу чемпионов».