Нужна ли солдату борода? Есть ли от неё польза или один только вред? Англичане с первого сентября разрешили отращивать бороды своим военным лётчикам, чем вызвали много бурления и недовольства в среде блюстителей традиций. Воспользовавшись этим поводом, отдел диванной аналитики WARHEAD.SU решил разобраться, чем хороша и чем плоха растительность на лице для военных.
В армии главное — единообразие. Всё должно быть параллельно, перпендикулярно, подстрижено и покрашено. И побрито — если говорить о физиономиях личного состава. Как и все остальные аспекты души, тела и жизнедеятельности военнослужащих, их лицевая поросль регулируется уставом. И последние лет сто он по этой части практически во всех армиях мира одинаков — лицо должно быть гладко выбрито. Исключения делаются, как правило, только для обладателей достаточно высоких званий или приверженцев определённых религий.
Однако в последнее время, кажется, скрепы начинают шататься. То вон канадцы разрешили крокодилам летать, но низенько-низенько. В смысле, своим военным носить бороды, если они аккуратные и не длиннее двух сантиметров. А с начала осени британские королевские ВВС дали слабину — по заявлению пресс-службы, разрешение бород позволит «расширить охват рекрутов и улучшить атмосферу разнообразия».
Насчёт атмосферы разнообразия — это они про inclusivity, сиречь «всеохватность». Так по современным правилам приличия именуется необходимость включать в ряды чего угодно абсолютно все виды людей. Таким образом, борода (или её отсутствие) теперь — это то же самое, что цвет кожи, гендер или религиозные убеждения. Ну, по мнению британских авиаторов, по крайней мере.
Так что же — зря всё это время военных заставляли бриться? Неужто светлое военное будущее так же бородато, как спешащий на презентацию Apple хипстер со стаканом соевого латте в руке? Время покажет. А мы пока попробуем покопаться в достоинствах и недостатках бороды с шизомилитаристской точки зрения.
Согревает в холода борода!
Статистика показывает, что в среднем на бритьё лицевой части черепа мужчина тратит около пяти минут в сутки. Вроде бы немного — но в год набирается почти 20 часов! Два с половиной полных рабочих дня, которые можно потратить на что-то более продуктивное. Например, на лучшее овладение своей воинской специальностью, физическую подготовку, самообразование и иное увеличение пользы для Родины от твоего существования.
Если дело происходит не в тёплой уютной казарме постоянной дислокации, а «в поле», всё становится ещё сложнее. Бритва может оказаться тупой, вода — холодной, а мыло — хозяйственным. В таких нечеловеческих условиях процесс скобления подбородка затягивается и становится чреват микротравмами. Которые, в свою очередь, в нестерильных условиях окопа или палатки могут привести к другим неприятностям медицинского характера.
Понятно, что воин должен смело преодолевать тяготы и лишения, но всему есть разумные рамки. Разрешив некоторой части личного состава не бриться, мы не только экономим их время и силы, которые они смогут потратить с пользой, но и разгружаем снабженцев. Вот, например, по итогам опроса всё тех же британских лётчиков выяснилось, что новыми правилами воспользовался каждый пятый из них, решив отпустить бороду. Представьте себе, сколько народу в среднестатистической воинской части. И сколько им в месяц надо бритвенных станков, пены, крема и всего прочего добра. Хорошо, если бойцам велено закупаться всем этим добром за свой счёт в обычных магазинах — а если нет? Да «в поле», опять же, даже для самостоятельной закупки надо «чипок» организовывать и поставлять туда всё необходимое. А тут бац — и требуемое количество предметов бритвенной гигиены сокращается на 20% разом!
А ещё борода, как верно замечено в старой песне, согревает лицо в холодную погоду, предохраняет от солнечных ожогов в жаркую и служит неплохим маскирующим фактором. Да, маскировочной краски бородачу тоже требуется меньше. Куда ни плюнь — всюду сплошная выгода!
Бритый — значит дисциплинированный!
Понятно, что далеко не все разделяют точку зрения, описанную выше. В самой Великобритании, например, сразу же нашлось множество тех, у кого разрешение лётчикам бород вызвало ректальную инфламмацию. Отставной армейский подполковник Стюарт Хилл, например, заявил журналистам: «Это вопрос дисциплины и соответствия требованиям. Если я выбрит — я психологически готов к бою».
Как бы утрировано и забавно это ни прозвучало (а нам вот сразу представился такой карикатурный чопорный офицер и джентльмен), доля истины в этом есть. Человек от природы ленив, и, если ему позволено чего-то не делать, он этого делать не будет, причём с радостью. И именно разные мелочи, которыми ты заставляешь себя заниматься «через не хочу», складываясь вместе по кирпичику, мобилизуют тебя, приучают к порядку. Пять минут, потраченные на бритьё утром, могут задать тон всему остальному дню — наверняка многие из читателей испытывали подобный эффект на себе.
Армия — это механизм, эффективность которого зависит от беспрекословной дисциплины и психологической готовности каждого из сотен тысяч человек в ней. Чисто выбритое лицо, как и начищенные ботинки или свежий подворотничок, может показаться незначительной мелочью, но, дав послабление в одной из таких мелочей, можно с удивлением обнаружить, что стало гораздо сложнее поддерживать порядок в более важных вещах.
Ну и плюс момент чисто прагматический, без всякой психологии. Элементы снаряжения, надеваемые на лицо. Почему, например, практически все флоты мира не любят бородатых матросов и заставляют их чисто бриться, даже если сухопутные коллеги относятся к этому более либерально? Да потому, что устранение разных неполадок, тушение пожаров на корабле или тем более подводной лодке требует дыхательных аппаратов. Борода затрудняет плотное прилегание маски к лицу, так что модный хипстер имеет все шансы наглотаться дыма или химических испарений и ничего не починить, поставив под угрозу и свою жизнь, и жизни всех товарищей по экипажу.
У сухопутных войск с этим, конечно, попроще — тушить пожары и латать трубопроводы в замкнутых помещениях им приходится редко, газовые атаки давно не в моде. Лётчики же с этой точки зрения — самые бородозависимые. Им надо кислородную маску в полёте носить. Конечно, у многих современных самолётов кабины герметичные, но, во-первых, не у всех, а во-вторых, никто не отменял чрезвычайные ситуации. Нельзя сказать дырке в обшивке: «Ой, заткнись немедленно, у меня борода, я маску надеть не могу!»
Итог
Как ни крути, а бороды постепенно разрешают то там, то тут. Американцы уже несколько лет работают над военными противогазами, рассчитанными на бородачей. Стрижка, расчёсывание и прочее поддержание лицевой растительности в порядке дисциплинирует ничем не хуже чистого бритья. Может, когда-нибудь всё вернётся на круги своя, и солдаты нового времени будут такими же мохнолицыми, как их далёкие средневековые предки. Кто знает?
Ну а что вы, уважаемые читатели, думаете по этому поводу? Ждём комментариев!