Роскошные коронационные кареты, элегантные кабриолеты и фаэтоны, сани всевозможных размеров и конструкций, дорожные чемоданы, больше похожие на небольшие шкафы – все это и многое другое вы можете своими глазами увидеть на постоянной выставке «Придворный экипаж» в Царском Селе. Выставка расположена в павильоне «Дежурные конюшни» недалеко от Екатерининского дворца.
Первое, от чего невозможно отвести глаз, это, конечно же, парадные экипажи для торжественных церемоний. На выставке представлены кареты, участвовавшие в коронационных выходах Александра II, Александра III, Николая II.
Мой фаворит – четырехместная карета Екатерины II, созданная в мастерских Конюшенного двора сыном знаменитого придворного каретника Иоганна Букедаля - Андреем Букендалем. Точный возраст экипажа неизвестен, но он был выполнен до 1794 года.
После смерти Екатерины II карета стал собственностью ее сына, Павла I, а затем использовалась для транспортировки царской семьи во время коронационных торжеств.
Второй экспонат, который вряд ли кого оставит равнодушным, - двухместная карета Александра II, та самая, в которую народовольцами была брошена первая бомба в день смертельного ранения императора.
Этот маневренный компактный четырехколесный экипаж с довольно скромным оформлением мог везтись одной лошадью и предназначался для выездов в табельные и праздничные дни. Моду на подобные кареты для перемещений в черте города задал в 1838 году лорд Henry Brougham из Шотландии, поэтому экипажи такого типа назвали в честь него – «brougham» (в русском варианте «брум»).
На задней стенке кареты видны следы от осколков не только бомбы, брошенной народовольцами в 1881 году, но авиационной бомбы времен Великой Отечественной войны.
Занятная трехместная коляска-самокатка, созданная для прогулок по парку, принадлежала супруге Николая I - Александре Федоровне. Сидящие сзади приводили ее в движение с помощью ручной педали, а ездок впереди задавал направление при помощи руля.
От Николая I сохранился принадлежавший ему высокий элегантный двухколесный экипаж, который управлялся самим ездоком. В Европе экипажи такого рода называли "карикель" (от латинского "curriculum" - колесница), в России больше прижилось слово "кабриолет".
Изящная двухместная карета для выездов была изготовлена в 1866 году на фабрике К.К. Неллиса для супруги будущего императора Александра III - урожденной датской принцессы Дагмары (Марии Федоровны). Сочетание белого, черного и золотого цвета, гербы российского и датского правящих домов на кузове подчеркивают статус владелицы экипажа.
Другой Марии Федоровне, на тот момент уже вдове Павла I, послом Дании в Петербурге Отто Бломе в 1821 году был преподнесен в качестве дипломатического подарка четырехместный фаэтон. Управление экипажем осуществляли форейторы, сидевшие непосредственно на лошадях, поэтому в конструкции фаэтона не предусмотрены козлы для кучера. Такой способ езды пришел в моду из Франции в начале XIX века, и на французский манер назывался "a la Daumont".
Старинной маршруткой для придворных назвали мои дети десятиместный фаэтон-карусель, изготовленный знаменитым каретником И.К. Букендалем для Екатерины II. Он использовался для перевозки двора к месту проведения всевозможных увеселительных мероприятий на лоне природы. Каруселью этот экипаж назвали не потому, что он способен вращаться, а из-за расположения пассажирских сидений по кругу.
Как найти выставку?
Если вы приехали в Пушкин на маршрутке, выходите на остановке на углу Оранжерейной и Садовой улиц. Движетесь по правой стороне Садовой улицы в сторону Екатерининского дворца (хороший ориентир – купола церкви Екатерининского дворца).
Проходите мимо Большой Оранжереи (Садовая, 14), Кавалерского Штаб-лекарского дома (он же – дом Н. М. Карамзина) и поворачиваете направо во двор.
Перед вами появится здание Дежурных конюшен. Вход на выставку слева.