Найти в Дзене

Кареты российских императоров. Выставка "Придворный экипаж" в Царском Селе

Роскошные коронационные кареты, элегантные кабриолеты и фаэтоны, сани всевозможных размеров и конструкций, дорожные чемоданы, больше похожие на небольшие шкафы – все это и многое другое вы можете своими глазами увидеть на постоянной выставке «Придворный экипаж» в Царском Селе. Выставка расположена в павильоне «Дежурные конюшни» недалеко от Екатерининского дворца. Первое, от чего невозможно отвести глаз, это, конечно же, парадные экипажи для торжественных церемоний. На выставке представлены кареты, участвовавшие в коронационных выходах Александра II, Александра III, Николая II. Мой фаворит – четырехместная карета Екатерины II, созданная в мастерских Конюшенного двора сыном знаменитого придворного каретника Иоганна Букедаля - Андреем Букендалем. Точный возраст экипажа неизвестен, но он был выполнен до 1794 года. После смерти Екатерины II карета стал собственностью ее сына, Павла I, а затем использовалась для транспортировки царской семьи во время коронационных торжеств. Второй экспона

Роскошные коронационные кареты, элегантные кабриолеты и фаэтоны, сани всевозможных размеров и конструкций, дорожные чемоданы, больше похожие на небольшие шкафы – все это и многое другое вы можете своими глазами увидеть на постоянной выставке «Придворный экипаж» в Царском Селе. Выставка расположена в павильоне «Дежурные конюшни» недалеко от Екатерининского дворца.

Коронационная карета, выполненная мастерской братьев Яковлевых в 1856 году.
Коронационная карета, выполненная мастерской братьев Яковлевых в 1856 году.

Первое, от чего невозможно отвести глаз, это, конечно же, парадные экипажи для торжественных церемоний. На выставке представлены кареты, участвовавшие в коронационных выходах Александра II, Александра III, Николая II.

Мой фаворит – четырехместная карета Екатерины II, созданная в мастерских Конюшенного двора сыном знаменитого придворного каретника Иоганна Букедаля - Андреем Букендалем. Точный возраст экипажа неизвестен, но он был выполнен до 1794 года.

Карета Екатерины II, мастер Андрей Букендаль, около 1794 года
Карета Екатерины II, мастер Андрей Букендаль, около 1794 года

После смерти Екатерины II карета стал собственностью ее сына, Павла I, а затем использовалась для транспортировки царской семьи во время коронационных торжеств.

Позолоченный пути на задворках кареты Екатерины II
Позолоченный пути на задворках кареты Екатерины II

Второй экспонат, который вряд ли кого оставит равнодушным, - двухместная карета Александра II, та самая, в которую народовольцами была брошена первая бомба в день смертельного ранения императора.

Карета Александра II , мастерская И.К. Брейтигама, 1879 год
Карета Александра II , мастерская И.К. Брейтигама, 1879 год

Этот маневренный компактный четырехколесный экипаж с довольно скромным оформлением мог везтись одной лошадью и предназначался для выездов в табельные и праздничные дни. Моду на подобные кареты для перемещений в черте города задал в 1838 году лорд Henry Brougham из Шотландии, поэтому экипажи такого типа назвали в честь него – «brougham» (в русском варианте «брум»).

Задняя стенка кареты Александра II со следами от взрыва
Задняя стенка кареты Александра II со следами от взрыва

На задней стенке кареты видны следы от осколков не только бомбы, брошенной народовольцами в 1881 году, но авиационной бомбы времен Великой Отечественной войны.

Занятная трехместная коляска-самокатка, созданная для прогулок по парку, принадлежала супруге Николая I - Александре Федоровне. Сидящие сзади приводили ее в движение с помощью ручной педали, а ездок впереди задавал направление при помощи руля.

Коляска-самокатка супруги Николая I Александры Федоровны, мастер Дж. Баннистер, изготовлена до 1861 года
Коляска-самокатка супруги Николая I Александры Федоровны, мастер Дж. Баннистер, изготовлена до 1861 года

От Николая I сохранился принадлежавший ему высокий элегантный двухколесный экипаж, который управлялся самим ездоком. В Европе экипажи такого рода называли "карикель" (от латинского "curriculum" - колесница), в России больше прижилось слово "кабриолет".

Коляска-кабриолет Николая I, изготовлена в Лондоне до 1831 года
Коляска-кабриолет Николая I, изготовлена в Лондоне до 1831 года

Изящная двухместная карета для выездов была изготовлена в 1866 году на фабрике К.К. Неллиса для супруги будущего императора Александра III - урожденной датской принцессы Дагмары (Марии Федоровны). Сочетание белого, черного и золотого цвета, гербы российского и датского правящих домов на кузове подчеркивают статус владелицы экипажа.

Карета супруги Александра III Марии Федоровны. Фабрика Неллиса, 1866 год, Санкт-Петербург
Карета супруги Александра III Марии Федоровны. Фабрика Неллиса, 1866 год, Санкт-Петербург

Другой Марии Федоровне, на тот момент уже вдове Павла I, послом Дании в Петербурге Отто Бломе в 1821 году был преподнесен в качестве дипломатического подарка четырехместный фаэтон. Управление экипажем осуществляли форейторы, сидевшие непосредственно на лошадях, поэтому в конструкции фаэтона не предусмотрены козлы для кучера. Такой способ езды пришел в моду из Франции в начале XIX века, и на французский манер назывался "a la Daumont".

Фаэтон вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Дания, до 1821 года
Фаэтон вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Дания, до 1821 года

Старинной маршруткой для придворных назвали мои дети десятиместный фаэтон-карусель, изготовленный знаменитым каретником И.К. Букендалем для Екатерины II. Он использовался для перевозки двора к месту проведения всевозможных увеселительных мероприятий на лоне природы. Каруселью этот экипаж назвали не потому, что он способен вращаться, а из-за расположения пассажирских сидений по кругу.

Фаэтон-карусель для перевозки придворных, мастерская И.К. Букендаля, до 1786 года.
Фаэтон-карусель для перевозки придворных, мастерская И.К. Букендаля, до 1786 года.

Как найти выставку?

Если вы приехали в Пушкин на маршрутке, выходите на остановке на углу Оранжерейной и Садовой улиц. Движетесь по правой стороне Садовой улицы в сторону Екатерининского дворца (хороший ориентир – купола церкви Екатерининского дворца).

-11

Проходите мимо Большой Оранжереи (Садовая, 14), Кавалерского Штаб-лекарского дома (он же – дом Н. М. Карамзина) и поворачиваете направо во двор.

-12

Перед вами появится здание Дежурных конюшен. Вход на выставку слева.

-13