Николай Левин
«Давным-давно построил наш народ В центре столицы небольшой завод. Приносил он прибыль – миллионы/год, Пока не наступил 91- ый год», - так начиналась песня группы USB, где кратко описывался путь становления лейбла Газгольдер. Сомневаюсь, что исполнители отдавали себе отчёт в том, что эти слова начала не только их песни, но и этакий гимн началу 90-м годов и залоговой приватизации. До сих пор люди не забыли о том, как заводы, которые, вроде бы строили все, оказались в руках отдельно взятых личностей. О том, к чему это привело и в чьих руках оказались заводы и судьбы рабочих, и повествует фильм Юрия Быкова «Завод».
Фильм начинается с демонстрации обычного трудового дня провинциальных рабочих какого-то завода. У рабочих нет имён, лишь прозвища. В лучшем случае – фамилии. Монотонный труд и бедность почти обезличили их. Этим пользуется Калугин, владелец завода, получивший его в период приватизации 90-х годов. В один момент он решает закрыть завод, ссылаясь на его нерентабельность. Это окончательно развязывает руки рабочим, которые берутся за оружие и решают взять Калугина в заложники с целью получения выкупа. Инициатором и руководителем «операции» становится Седой, рабочий завода и ветеран Чеченской кампании. Об истинных целях Седова и результате противостояния рабочих и Калугина вы узнаете из самого фильма.
В отличии от идейных аналогов Запада, вроде фильма «Прислуга» или сериала «Рассказ служанки», картина Быкова описывает борьбу за права не пафосно и крикливо, а максимально приближѐнно к реальности. Она показывает противостояние, скорее напоминающее бунт. Герои – это не профессиональные революционеры и не девушки с обострѐнным чувством справедливости, которым всѐ более-менее легко удаѐтся и которые всегда побеждают «злобных эксплуататоров». Нет знамѐн и нет кричащих лозунгов. Есть лишь обычные нищие люди, у которых отняли последнюю тростинку.
Главным достоинством и главной проблемой кинокартины является её сценарий. С одной стороны фильмов про противостояние обычных людей богатым предпринимателям не так уж и много. Что уж там таить, их за последние 5-10 лет было всего несколько штук. Кроме «Дурака» Балабанова, на ум так сразу ничего не приходит. Борьба нищих рабочих и шикующего предпринимателя показана живо и напряжѐнно. Переговоры с полицией и охранниками Калугина, моменты ожидания после выдвижения требований, попытка штурма завода – всё это показано живо и стильно благодаря операторской работе и локациям. Претензии вызывает больше развязка фильма, где весь накал и напряжение разбиваются вдребезги, сводя мотивацию героя к тривиальному «мне плохо и я сделаю так, чтобы было плохо всем».
Фильм мог стать своеобразным манифестом для всех трудящихся, которые борются за свои права, а так он останется безусловно красочной, живой и красивой картиной, которая не смогла довести идею противостояния трудящихся и предпринимателей до конца.